статья "Хаббл": Потрясающие картины таинственного "звездного нарыва"

Максим Борисов, 29.03.2003

Когда в январе прошлого года произошло "извержение" ничем до того не примечательного объекта V838 в созвездии Единорога, то на какое-то время он стал самой яркой звездой во всем Млечном пути (мощность излучения в 600 тыс раз превысила солнечную). Говард Бонд (Howard Bond) из Научного института космических телескопов (Space Telescope Science Institute) штата Мэриленд и астрономы США, Канарских островов и Италии воспользовались орбитальным телескопом "Хаббл" (Hubble) для того, чтобы тщательно изучить картину происшедшего и, в частности, определить расстояние от Земли до V838 (выяснилось, что оно составляет около 20 тыс световых лет).

Фото NASA, ESA и Howard Bond

В тот момент, когда произошло это знаменательное событие с V838, никто из астрономов не сомневался в том, что они имеют дело с классической nova. При взрывах новых и сверхновых звезд огромное количество звездного вещества извергается в окружающее космическое пространство (типичная нова - это "нормальная" звезда, которая сбрасывает водород на компактную звезду-компаньона - белый карлик; эти скопления водорода спонтанно на нем взрываются (ядерный синтез), подобно колоссальной водородной бомбе). Однако оказалось, что эта звезда вовсе не сбрасывала свои внешние слои, да к тому же так и не выставила, как положено, всем напоказ свое горячее ядро. В отличие от обычной новы она просто очень сильно расширилась, чтобы оставаться при этом сравнительно "прохладным", но очень ярким сверхгигантом. Это небывалая метаморфоза бросает вызов укоренившимся за последнее время в астрофизике взглядам на эволюцию звезд. Получается, что среди звезд встречается по крайней мере еще один доселе невиданный тип вспышки, в результате которой звезда очень быстро расширяется до гигантских размеров, но не взрывается в обычном смысле этого слова. Таинственная V838 имеет нечто общее с классом очень непостоянных звезд, названных эруптивными (извергающимися) переменными (eruptive variables), которые способны внезапно и непредсказуемо увеличивать свою яркость.

Собственно, картинки действительно совершенно уникальны и по-своему красивы, хоть и могут вызвать "медицинские" ассоциации. Обратившись к источникам, указанным немного ниже, можно посмотреть и гораздо более наглядную анимацию сего процесса.

Осталось только пояснить, что поскольку свет от вспышки продолжает двигаться и отражаться от пыли, окружающей звезду, прежде чем отправиться к Земле, мы и видим такое своеобразное непрерывно увеличивающееся гало. То есть из-за этого дополнительного пути свет от пыли достигает нас только спустя месяцы после того, как мы видели саму вспышку - такое своеобразное "световое эхо" (light-echo). Область "светового эха" теперь уже в два раза превышает угловые размеры Юпитера на земном небе и продолжает расширяться. Подобное явление уже наблюдалось раньше, но это было задолго до запуска космических телескопов - в 1936 году, - и тогда изучить его в таких подробностях, естественно, не представлялось возможным.

Hubble Watches Light from Mysterious Erupting Star Reverberate Through Space - Full press release text