статья В Индии найдена новая "королевская" разновидность динозавров

Максим Борисов, 15.08.2003

Rajasaurus narmadensis. Иллюстрация: Todd Marshall с сайта news.nationalgeographic.com

О находке индийскими и американскими учеными новой разновидности динозавров, принадлежащих к семейству хищников Abelisaur, было объявлено в среду. Это 7-9-метровое рогатое плотоядное животное весом 4 тонны (немного меньше, чем тираннозавр), которое охотилось на длинношеих травоядных динозавров 67 млн лет назад (меловой период), в самом конце "эры динозавров", перед появлением Гималаев на индийском субконтиненте.

Восстановленный череп Rajasaurus narmadensis с сайта news.nationalgeographic.com/news/2003/08/photogalleries/rajasaur/ Палеонтологам Полу Серено (Paul Sereno) из Чикагского университета и Джефу Вайлсону (Jeff Wilson) из Университета Мичигана удалось даже восстановить череп динозавра, основываясь на фрагментах костей и данных об их расположении в слоях, собранных индийскими палеонтологами за несколько последних лет. Досаждающей проблемой было присутствие среди окаменелостей костей других питающихся мясом динозавров (тероподов) и растительноядных зауроподов. "Присутствие костей нескольких видов мешает реконструкции скелета животного. Однако помогла детальная карта, нарисованная индийским палеонтологом Сурешем Сриваставой в 1983 году, в которой задокументированы позиции каждой ископаемой кости, это и было ключом к восстановлению черепа. С помощью костей из Джайпура и более ранних окаменелостей, найденных в Джабалпуре удалось все реконструировать", - говорит Серено.

Животное решили назвать Rajasaurus narmadensis, что означает "королевская рептилия из Нармады", так как кости были найдены около реки Нармада в западной Индии. Отличительной особенностью Rajasaurus является необычный рог или гребень на голове (своего рода корона), а также крупные берцовые кости. Ящер был весьма коренаст и передвигался на двух конечностях. Его зубы кажутся более мелкими по сравнению с другими известными динозаврами, например, знаменитым тираннозавром. Rajasaurus, возможно, связан с некоторыми разновидностями динозавров, найденными в Африке, Мадагаскаре и Южной Америке.

В последние годы в Индии были совершены несколько крупных палеонтологических открытий. Например, в 1997 году сельские жители обнаружили около 300 окаменевших яиц травоядных динозавров в 440 милях к северо-востоку от Бомбея. Ученые заявили, что эти открытия, вероятно, помогут объяснить исчезновение динозавров и проследить дрейф континентов - когда Индия отделилась от Африки, Мадагаскара, Австралии и Антарктиды и столкнулась с Азией. "Ведь динозавры - единственные крупные животные, которые жили, эволюционировали и умирали, когда все континенты были еще едины", - напоминает доктор Серено.

New Dinosaur Species Found in India - National Geographic News