новость Обнаружение четырехкрылого динозавра породило новые споры о происхождении птиц

23.01.2003
Фото BBC

В Китае палеонтологи обнаружили четырехкрылого динозавра, покрытого перьями, сообщает New York Times. Это было сравнительно небольшое животное длиной 90 см от носа до кончика хвоста и телом - не больше голубиного - с оперенными конечностями и хвостом. Перья его крыльев были расположены так же, как у птиц, и все тело его покрывали 2-3-сантиметровые перышки. Ученые предполагают, что он перелетал с дерева на дерево - как белка-летяга.

Эта находка имеет большое значение для изучения происхождения птиц и того, как они научились летать. Специалисты Пекинского института палеонтологии позвоночных пришли к выводу, что в свете новых данных можно предположить, что существовала определенная эволюционная ступень между нелетающими динозаврами и летающими.

Все эти выводы сделаны на основании изучения шести окаменелых образцов, найденных на западе Ляонина.

Пернатые динозавры жили на территории современного Китая 130 млн лет назад. Их причислили к типу "микрохищников". Китайцы назвали его Microraptor gui (Микрохищник Гу) в честь китайского палеонтолога Гу Чживея. Несколько лет назад в провинции Ляонин нашли останки и более крупного пернатого динозавра дромезавра - с перьями на передних конечностях.

Сейчас появились предположения, что именно они стали промежуточным звеном между динозаврами и птицами.

Однако совсем недавно была высказана иная точка зрения: птицы произошли от двуногих динозавров, которые для ускорения бега быстро махали передними оперенными конечностями. Микрохищнику Гу было бы трудно быстро бегать: тормозило бы оперение на задних лапах. Следовательно, по крайней мере этот вид не полетел, постепенно убыстряя бег. Теперь палеонтологи снова будут изучать останки археоптерикса на предмет возможного обнаружения следов перьев на его ногах.

Fossil of 4-Winged Dinosaur Casts Light on Birds and Flight - New York Times