в блоге За что репрессировали

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 15.06.2018

383

После той лекции его арестовали, и с тех пор вокруг фигуры Кольцова не рассеивается туман невероятных версий, порожденных вопросами: "За что репрессировали?", "Зачем его брата, художника-карикатуриста Бориса Ефимова, не просто держали в неведении относительно участи Кольцова, но и многократно на сей счет мистифицировали?" Наверняка где-то есть ответы на все эти вопросы.

Сергей Громов, обозреватель газеты "Культура"

Но после убийства Кирова... шутки смолкли. Начиная с 1935 года неназванное, грозящее неопределенной опасностью, бесстыдно определилось. Формула была проста, и никто не смел в ней сомневаться: "Арестован - значит, виноват". Казалось бы, здравый смысл подсказывал обратное. Куда там: в лучшем случае наивные люди спрашивали, разумеется, совершенно непроизвольно: "За что?" Шварц однажды пошутил над моей прямодушной женой, ответив: "А я знаю, да не скажу".

Вениамин Каверин. "Эпилог"


Материалы по теме
21.12.2017 статья Илья Мильштейн: Контора пишет историю →
20.12.2017 статья Виталий Портников: Век волкодава →
02.11.2017 статья Николай Руденский: Покаяние паче гордости →
27.02.2013 статья Илья Мильштейн: Культ приличности →
22.02.2013 статья Виталий Портников: Небольшой террор →
02.12.2011 статья Ирина Павлова: Сталинским курсом →
24.06.2011 статья Борис Соколов: 37-й и 41-й →
23.05.2011 статья Ирина Павлова: Модель 1937 года →
08.12.2008 статья Николай Митрохин: Конституция в ежовых рукавицах →
13.06.2007 статья Елена Боннэр: Так в грядущем прошлое тлеет →
27.02.2018 в блоге Пара фраз: Насилие извинительно →
20.02.2018 в блоге Пара фраз: За что любят Сталина →
20.12.2017 в блоге Пара фраз: Спасибо чекистам →
20.12.2017 в блоге Пара фраз: Органы не ошибаются →
01.06.2017 в блоге Пара фраз: Превозноси отца народов →
26.05.2017 в блоге Пара фраз: Не создан для жизни →
07.04.2017 в блоге Пара фраз: Враг не дремлет →
26.12.2013 в блоге Пара фраз: О гэбне от души →
17.07.2013 в блоге Николай Руденский: Выведение кровавых пятен →
28.05.2013 в блоге Пара фраз: Чекист не кается →
27.05.2013 в блоге Пара фраз: Руссиш гестапо →
19.03.2013 в блоге Пара фраз: Госплан и террор →

Комментарии
User orge, 15.06.2018 11:50 (#)
4479

Слишком близко подошел к тогдашнему Олимпу, да и болтал много, кичась знакомствами "на верхах". Бабель из той же оперы.

User natala, 15.06.2018 12:17 (#)
3006

"Слишком близко подошел к тогдашнему Олимпу"

Настолько близко, насколько допустили.
---
"да и болтал много, кичась знакомствами "на верхах".

Наивно считал, что эти знакомства гарантируют безопасность. Хотя всё это говорит о паскудстве сталинского СССР, в котором безопасности не было ни у кого - ни у открытого противника Сталина Троцкого, ни у переставших быть его противниками Каменева и Зиновьева, ни у Кольцова, который никогда таковым не был. Насчёт знакомств "на верхах" - так Каменев и Зиновьев, а также Ежов и Ягода этими самыми верхами и были. И что?

User orge, 15.06.2018 12:43 (#)
4479

А то, что перечисленные товарищи были (и давно) в политике и представляли для тов. Сосо по различным причинам определенную опасность. Кольцов же был одним из преданных, циничных и все понимающих винтиков, далеко не все из которых были истреблены. Там, скорее всего, было или что-то особое, связанное с Испанией, или он просто был лично неприятен Сталину.

User natala, 15.06.2018 13:24 (#)
3006

"А то, что перечисленные товарищи были (и давно) в политике и представляли для тов. Сосо по различным причинам определенную опасность."

Эти товарищи не были в политике из-за отсутствия в сталинском СССР этой самой политики. Трое из перечисленных были во власти, Кольцов был в идеологической обслуге власти. Какая от них могла быть опасность Сталину - непонятно. Хотя для Сталина были опасны его собственная тень да отражение в зеркале.
---
"Там, скорее всего, было или что-то особое, связанное с Испанией, или он просто был лично неприятен Сталину."

Ну Кольцов знал достаточно много об Испании просто по роду своей работы, хотя само участие СССР в гражданской войне в Испании не афишировалось, ну как сейчас война на Донбассе. Насчёт личной неприязни - а кто Сталину вообще был приятен, кроме него самого?

User orge, 15.06.2018 20:59 (#)
4479

Ошибаетесь, была политика до конца 20-х, когда он всех переиграл. И опасность после его победы все они для него представляли по причине своих знаний о нем, кто о каком периоде, а ему нужно было как раз культ ковать.
Кольцов кое-что знал об Испании не в силу работы/профессии, а потому что выполнял некие спецзадания Сталина, как делал это до того во Франции, "работая" там с писателями. Кроме того. он якшался с Ягодой и Ежовым, причем о последнем сваял апологетическую статью, не понравившуюся, как поговаривали, Хозяину. Неприязнь могла быть вызвана его чрезмерной инициативностью и бойкостью, которая могла показаться Сталину подозрительной. Да и знал неприлично много.

User natala, 15.06.2018 22:12 (#)
3006

"была политика до конца 20-х, когда он всех переиграл."

Это были аппаратные игры и внутрипартийные интриги, но не политика. Выборов ведь не было, равно как и политической конкуренции. Ну а то, что многие знали о Сталине "неприлично много" - было такое. Да практически любой, работавший в околовластных кругах, знал "неприлично много" о том, что творилось в стране.

User orge, 15.06.2018 22:22 (#)
4479

Ну, это как посмотреть. Хоть и в куцем, кастрированном виде, но политическая борьба велась. А вот интриги и аппаратные игры были методами, которыми тов. Сталин обеспечил себе победу. Иначе и быть не могло: фракционная борьба была запрещена в 1921 году. Только вот получилось это у него не сразу: приходилось лавировать, вступать во временные союзы и т.д. Только в 1934 году, после 17-го съезда он окончательно (в восприятии любого нормального человека) победил. И если после этой победы начал уничтожать всех подряд, значит, все-таки не был в победе полностью убежден.

User natala, 15.06.2018 23:05 (#)
3006

"И если после этой победы начал уничтожать всех подряд, значит, все-таки не был в победе полностью убежден."

Так и не было той победы, победил ведь Киров, который был убит. Ну а потом пошло-поехало.

User donchanin_1, 15.06.2018 14:21 (#)

...тоже мне бином Ньютона ..... не просто особое, а дальше некуда у некогда Испанской империи спи-ли золотой запас и вывезли в СССР некоторые (разведчики и журналисты по совместительству) были в курсе этих событий (и все умерли)....

User mizantrop_s, 15.06.2018 15:31 (#)

Есть место в воспоминаниях брата, как Кольцов докладывал Сталину, вернувшись из Испании (а том он не журналистом был), после чего рассказал, что с ужасом "прочел в глазах Хозяина: "Слишком прыток".

User natala, 15.06.2018 16:20 (#)
3006

Знаете, сталинская система уничтожала людей как за то что "слишком прыток", так и за то, что "НЕ слишком прыток" или "слишком НЕ прыток" или "ВООБЩЕ НЕ прыток" - вот в чём весь ужас этой системы был.

, 18.06.2018 01:06 (#)
23024

В 30-е годы мужик заполняет анкету и дошел до вопроса "Как спите с женой?" Что писать? Напишешь "слева" - пришьют левый уклон. "Справа" - правый уклон. "Сверху" - возвышение над массами. "Снизу" - идешь на поводу у масс. Написал: "Сплю отдельно, занимаюсь онанизмом". Ему дали 10 лет "За связь с кулаком и растрату семенного фонда".

User natala, 18.06.2018 17:54 (#)
3006

Классный анекдот.

User igor_in_CT, 17.06.2018 22:48 (#)

Да попросту совершенно нелепо задавать вопрос "за что". когда обсуждаются сталинские посадки! Нужно быть полным идиотом и/или провокатором, чтобы спрашивать!

User orge, 18.06.2018 09:24 (#)
4479

Мощно задвинул, внушаить! (с)

User natala, 18.06.2018 17:58 (#)
3006

"Да попросту совершенно нелепо задавать вопрос "за что". когда обсуждаются сталинские посадки!"

Полностью согласна. Можно много и долго обсуждать личности репрессированных, но репрессировали как правило ни за что, по крайней мере за то, чего человек НЕ совершал, типа шпионаж, вредительство да заговор.

User natala, 15.06.2018 12:19 (#)
3006

"Формула была проста, и никто не смел в ней сомневаться: "Арестован - значит, виноват".

И эта иезуитская формула в нынешней РФ до сих пор функционирует. Власть гэбни на марше.

(комментарий удалён)
User natala, 15.06.2018 16:15 (#)
3006

Это не рационализация, а заурядная подлость. Ведь тезис этот "Арестован - значит, виноват" применяют как правило к другим, но не к себе - вот в чём фокус.

(комментарий удалён)
User natala, 15.06.2018 16:13 (#)
3006

Знаете, можно конечно не жалеть персонально Кольцова, а ещё персонально Каменева, Зиновьева, Бухарина и далее по списку все десятки миллионов, включая даже С. Королёва, А. Туполева, Н. Вавилова, Д. Лихачёва, Г. Жжёнова. Но тогда окажется, что в самом деле эта жуткая формулировка "Арестован - значит, виноват" была правильной? Но ведь это и есть самое ужасное, что можно придумать.

(комментарий удалён)
User natala, 15.06.2018 22:02 (#)
3006

"То что какие-то негодяи получили по заслугам никак не оправдывает массовые репрессии."

Знаете, сталинская система была вся негодяйская и не негодяев уничтожила уже в 20-е, а кто случайно уцелел, тихо сидел под плинтусом, хотя и это не всегда помогало. Кроме того люди были абсолютно несвободны в выборе и тот же Кольцов (как и другие журналисты) должен был писать только то, что разрешено. Поэтому очень сложно отделить "получивших по заслугам" от репрессированных ни за что. Ведь эти самые "получившие по заслугам" были репрессированы совсем не за то, что совершили.

(комментарий удалён)
User natala, 17.06.2018 01:32 (#)
3006

"хотя бы для того чтобы всякий расчищающий путь злу адекватно оценивал собственные риски."

Знаете, вся система при Сталине (да и после него в значительной степени) была одним сплошным злом и на это зло работали абсолютно все жители сталинского СССР, каждый на своём месте в большей или в меньшей степени - вот в чём фокус.
Если вернуться к Кольцову - почему он так уж "получил по заслугам"? Потому что знал "неприлично много"? Но знал он ровно столько, сколько ему было позолено знать. Потому что "выполнял какие-то спецзадания"? Ну давали ему задания, он и выполнял, возможно выполнял добросовестно. Потому что дружил с Ягодой и Ежовым? Ну вроде ничего предосудительного в такой дружбе не было, тем более и один и другой были Сталиным на должность поставлены. Потому что статейку апологетическую о Ежове написал? Так Ежов практически был вторым лицом в стране после Сталина и ничего другого о Ежове писать нельзя было до определённого момента времени. Так что перед страной и лично Сталиным Кольцов не совершил ровным счётом ничего крамольного. А судить его и таких как он с сегодняшних позиций не совсем правильно.

(комментарий удалён)
User natala, 17.06.2018 14:30 (#)
3006

Не было возможности, хотя могу догадаться что он писал - панегирики власти, как будто журналист мог тогда что-то другое писать. Но ведь фокус в том, что его расстреляли не за его опусы, а за шпионаж и другую байду, которую он не совершал. Вот в чём ужас той системы, перед которой Кольцов не был виноват.

(комментарий удалён)
User natala, 17.06.2018 22:35 (#)
3006

"Панегирики той власти никого конечно не украшают, но и на вышку не тянут."

Полностью согласна.

User boris_k, 18.06.2018 12:42 (#)
3734

В каком-то смысле почти все репрессированные действительно были виноваты. Ведь они сами строили это общество, сами воспевали в надежде славы и добра социализм и великого отца народов, пока их жареный петух не клюнул.
Я говорю ПОЧТИ все, потому что были действительно невинно репрессированные: убежденные противники этой богомерзкой власти, типа Флоренский. В абсолютных цифрах таких было не так уж мало, но в отношении к общему числу репрессированных - намного меньше одного %.

User natala, 18.06.2018 18:04 (#)
3006

"В каком-то смысле почти все репрессированные действительно были виноваты."

Да как сказать. Они ведь считали, что создавали общество добра и справедливости, в котором человека НЕ судят за то, что он НЕ совершил. Но получилось всё с точностью до наоборот.

User boris_k, 19.06.2018 00:34 (#)
3734

Ах они щитали! А когда будущие жертвы расстрелов 1936-39 гг. сами в 1918-20 расстреляли 2 миллиона т.наз. "белогвардейской сволочи" (между прочим, примерно столько же, сколько Сталин в 1936-39 гг.), они тоже щитали, что строят обчество добра и всего хорошего! А когда они в 1921-22 уничтожали, как крыс, кронштадтских матросов и тамбовских крестьян (последних только за то, что они, вишь ли, не хотели спокойно смотреть, как их дети умирают с голода), они тоже строили общество справедливости! И при этом надо быть таким распоследним м-ком, чтобы не понимать, что если ты создаешь систему уничтожения миллионов, то, конечно же, эта система уничтожит и тебя.
Нет, всякий большевик - это нечеловек, это машина для уничтожения, и поэтому нет ничего лучшего и более справедливого в истории, чем убийство большевиков. Жаль, конечно, что под эту мясорубку попали и действительно невиновные. Но по крайней мере 90% жертв сталинского террора - люди по локоть в крови, заслужившие свою участь в большей мере, чем какой-нибудь ординарный убийца.

User natala, 19.06.2018 11:42 (#)
3006

"И при этом надо быть таким распоследним м-ком, чтобы не понимать, что если ты создаешь систему уничтожения миллионов, то, конечно же, эта система уничтожит и тебя."

Согласна.
---
"Нет, всякий большевик - это нечеловек, это машина для уничтожения, и поэтому нет ничего лучшего и более справедливого в истории, чем убийство большевиков. Жаль, конечно, что под эту мясорубку попали и действительно невиновные."

Знаете, отделить виновных от невиновных в данном случае довольно сложно. Ведь непосредственных организаторов всего этого коммунистического ада было не так уж много, точно не миллионы. И многие из них уже поумирали к началу большого террора. Так что под топор попадали уже люди, просто жившие при этом режиме ну и работавшие на него, ибо ничего другого они не могли делать.

User orge, 15.06.2018 18:24 (#)
4479

Ошибаетесь, была политика, пока он к концу 20-х всех не обыграл. Читайте внимательнее: были опасны по различным причинам. В том числе, уже в 30-е, тем, что знали ему цену в давно прошедшие годы, а ему нужно было культ ковать. Кольцов знал много об Испании не в силу работы, а потому что выполнял особые поручения Сталина. Кроме этого, был не в меру прыток и инициативен, а значит -- непредсказуем. Кроме этих грехов, близко знался с Ягодой и Ежовым; о последнем даже не понравившуюся Сталину статейку тиснул.

27469

Еще и показать своим, что НИКТО не застрахован от репрессий.

User victor322, 15.06.2018 22:22 (#)
43536

Вениамин Каверин. Кто заказывал такси до Дубровки.©

User victor322, 16.06.2018 15:58 (#)
43536

Репрессии фигня. Нынешний размах пугает.
«Общий пенсионный возраст предлагается закрепить на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Предусматривается переходный период с 2019 по 2034 год с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год», — сообщается на сайте кабинета министров.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: