статья Человек в панцире

Анна Красильщик, 02.04.2004

Уильям Бойд
Броненосец
Пер. с англ. Татьяны Азаркович
М.: Иностранка, 2004

Броненосец. C сайта ozon.ru Начало романа чисто диккенсовское – не случайно Бойда называют живым классиком современной литературы. Банкрот болтается в петле – это печальное зрелище предстает глазам главного героя романа. Лоример Блэк – настоящий self-made во всем, вплоть до собственного имени. Родившийся в семье транснистрийских цыган, эмигрировавших в Англию, Маломре Блок, единственный среди своих родственников, порвал все нити, связывавшие его с прошлым. В вылощенном, сдержанном и состоятельном молодом английском джентльмене ничто не выдает его происхождения. Он облачен в непроницаемую броню, созданную им самим: с иголочки одетый, преуспевающий сотрудник фирмы, которая оценивает размер убытков и возмещает их (на место трагедии его приводит работа). Блэк ни к кому не привязан, у него нет друзей. Его главная страсть – коллекционировать древние шлемы, и их холодная поверхность, казалось, заменяет ему человеческое тепло. Почти во всем Лоример Блэк такой как все, за исключением двух вещей: он страдает хронической бессонницей и ведет дневник, который называет "Книгой преображения". Все в жизни Блэка идет как нельзя лучше, казалось, блестящая карьера у него в кармане, как вдруг все возможные беды обрушиваются ему на голову. В его квартире поселяется отвратительный тип, считающий Лоримера своим другом и превращающий его изысканные апартаменты в грязный притон. Сестра повесившегося называет Блэка убийцей своего брата. Неизвестный нападает на Лоримера и избивает его. Шикарную машину мстительные клиенты превращают в жалкую рухлядь. Неприятности настигают его и на работе: расследуя сомнительное дело о поджоге гостиницы, Блэк раскрывает аферу, провернутую начальством его собственной фирмы, в результате чего оказывается уволенным с работы. Наконец, он безнадежно влюбляется в незнакомую ему девушку с красивым именем Флавия Малинверно. Пожалуй, именно это последнее несчастье раскалывает непробиваемый панцирь. И лишившись его, но приобретя Флавию, Блэк обнаруживает удивительную легкость бытия – освободившись от привычных оков, он возвращается к самому себе и вместе с этим обретает давно утраченный сон.

Юстейн Гордер
Апельсиновая девушка
Пер. с норв. Л. Горлиной
СПб.: Амфора, 2004

Апельсиновая девушка. С сайта ozon.ru Повесть об апельсиновой девушке – очередная вариация на тему "Быть или не быть", вариация удивительно красивая, необычная и мудрая. У этой истории два рассказчика: отец, Ян Улав, и сын, Георг. Рассказ Яна Улава, написанный им незадолго до смерти, переплетается с комментарием Георга спустя 11 лет после смерти отца. Все начинается с того, что 15-летний Георг получает письмо от покойного отца, спрятанное когда-то в игрушечной машине и неожиданно обнаруженное бабушкой Георга. В нем Ян Улав рассказывает сыну о приключившейся с ним удивительной истории, о своей любви к загадочной и прекрасной девушке, девушке с пакетом апельсинов в руках. Ян Улав описывает свою недолгую, но счастливую жизнь, и боль понимания близкого ухода, боль разлуки с любимой женой и маленьким сыном заставляет его задуматься, а стоило ли жить, если все равно неминуемо приходится расставаться со всем тем, что он так любил в своей жизни. Жизнь – игра, и у нее свои правила. Если тебе везет, и ты получаешь приз – жизнь, то когда-нибудь тебе придется с ней расстаться, пишет Ян Улав. Рассказав сыну историю о любви, по сути, историю о том, как прекрасен мир, Ян Улав спрашивает Георга: "Что ты предпочел бы, если бы у тебя был выбор? Короткую жизнь на земле, чтобы потом вскоре, быть может, всего через несколько лет, оказаться вынужденным все покинуть, и никогда не вернуться обратно? Или отказался бы от такого предложения?". Проходит несколько дней, прежде чем Георг находит ответ на этот вопрос, и, найдя в старом отцовском компьютере файл с историей об апельсиновой девушке, он вписывает туда свой ответ: "Я твердо уверен, что выбрал бы жизнь на земле, какой бы мгновенной она ни была. Поэтому забудь обо всех тревогах. Ты можешь, как говорят, покоиться с миром. Спасибо тебе, что ты искал и нашел Апельсиновую Девушку!". И вывод этой истории о жизни и смерти, о любви и разлуке, однозначен: "Жизнь – это гигантская лотерея, в которой явными становятся только выигрыши. И ты, читающий эту книгу, такой выигрыш. Lucky you!".

Ник Хорнби
Мой мальчик
Пер. с англ. Карины Чумаковой
М.: Иностранка, 2004

Мой мальчик. C сайта ozon.ru
Русское название не совсем точно: в оригинале оно буквально звучит как "О мальчике" (About a Boy). На самом деле в романе речь идет о двух мальчиках. Одному из них, Уиллу, хорошо за 30, другому, Маркусу, – 12. Уилл – богатый, уверенный в себе бездельник. Он не любит детей, но любит мам-одиночек и не оставляет надежды подцепить какую-нибудь симпатичную мамочку. Уилл обожает хорошие вещи, разъезжает на шикарной машине и тащится от альбома "Нирваны" Never Mind. Маркус – единственный сын своей странной мамы, которая, как многие ей подобные, запрещает своему чаду играть на компьютере и смотреть телевизор, слушать современную музыку и модно одеваться. Чтобы не быть как все, чтобы не быть "овцой", нужно сохранять собственную индивидуальность – поэтому Маркус в отличие от своих одноклассников ходит в нелепых одеждах, с безумной прической, в очках со старомодной оправой. Он слушает любимых его мамой Джонни Митчелл и Боба Дилана. Естественно, все это провоцирует его соучеников на жестокие преследования и издевательства. Тут-то, в самый кризисный момент жизни Маркуса, и появляется Уилл, и эти, казалось бы, столь непохожие друг на друга люди становятся лучшими друзьями. Если Маркус открывает в Уилле способность глубоко привязываться к людям, то тот, в свою очередь, помогает мальчику преодолеть изъяны маминого воспитания, стать похожим на других детей. При всех своих достоинствах эта книга уж очень походит на кино (одноименный фильм по ней с Хью Грантом в главной роли был снят в 2002 году). Откровенно кинематографичные и довольно примитивные ходы несколько портят общее хорошее впечатление. Так, например, преодолевающий свою инаковость Маркус выглядит полным победителем, когда старшеклассница Элли делает его своим другом и, шокируя весть класс, в шутку предлагает ему заняться любовью прямо в классе. Так и видишь вытянутые физиономии обалдевших подростков и гордое, победоносное лицо Маркуса. Избито. В остальном роман можно назвать вполне удачным. В нем есть все, что нужно от литературы этого сорта (по словам самого Хорнби, его книги – нечто среднее "между популярным чтивом и литературой для высоколобых"): отличный юмор, захватывающий сюжет и герои, во многих из которых читатель обязательно узнает самого себя.

Анна Красильщик, 02.04.2004