в блоге Мера пресечения как мера наказания

(в блоге Свободное место) 04.02.2015

27474

Многодетная мать Светлана Давыдова, обвиняемая в государственной измене (ст. 275 УК РФ), освобождена под подписку о невыезде. Эту новость восприняли как свою победу тысячи человек, которые подписывались под обращением к Владимиру Путину, организовывали работу команды защиты, передачу заключенной предметов первой необходимости, распространяли информацию об этой истории. Чтобы попавшей в беду помочь женщине, объединились люди самых разных убеждений и взглядов на взаимоотношения России и Украины.

Но не стоит забывать, что победа эта относительная и частная. Осталось само обвинение. Уже немало сказано о том, что ФСБ, возможно, хочет создать прецедент и опробовать на практике принятую в 2012 году новую редакцию 275-й статьи УК, расширенно трактующую понятие государственной измены. И не исключено, что появятся новые дела и "фигуранты".

Я же хочу сказать о мере пресечения в виде содержания под стражей, чрезвычайно популярной среди отечественных следователей и судей, несмотря на то что в современном законодательстве существует масса других вариантов, а множество российских следственных изоляторов, по данным правозащитников, переполнено.

Следователь ФСБ Михаил Свинолуп первоначально настаивал на заключении Светланы Давыдовой под стражу, указывая на тяжесть вмененного ей деяния, и Лефортовский районный суд Москвы ходатайство удовлетворил. При этом суд, видимо, не заметил, что перед ним мать семерых детей, да еще и кормящая. Получилось то, что получилось: крайне неприглядная история, которой, похоже, устыдились даже ее инициаторы.

Европейский суд по правам человека уже неоднократно указывал: для избрания или продления меры пресечения в виде содержания под стражей недостаточно одной только тяжести предъявленных обвинений. Об этом сказано, например, в постановлении по первому делу Алексея Пичугина, вынесенном еще в октябре 2012 года, которое, кстати, по мнению адвокатов Пичугина, не исполнено до сих пор.

Содержание под стражей не просто применяется повсеместно взамен альтернативных мер пресечения, предусмотренных российским УК. Оно, вопреки закону, используется как мера наказания и давления. И это в отношении людей, которые еще не осуждены и могут быть оправданы судом.

Свежий пример - дело физика из Обнинска Сергея Калякина. За решеткой его держат уже больше года, хотя обвиняется он в экономическом преступлении. По итогам заседания Мосгорсуда 22-23 января председательствующая Елена Гученкова в очередной раз продлила Калякину арест - до 25 марта 2015 года. К этому времени срок заключения ученого составит 16 месяцев, а между тем судебное разбирательство еще не начиналось - сейчас идет ознакомление обвиняемого с материалами дела.

На заседании следователь Ковальский неожиданно разоткровенничался. Ученый спросил: почему, приводя привычный набор аргументов (обвиняемый может скрыться от следствия, оказать давление на участников уголовного дела и т.д.), Ковальский ходатайствует о дальнейшем содержании в СИЗО Калякина и лишь о домашнем аресте двух других "фигурантов". Блюститель закона ничтоже сумняшеся объяснил: причина в том, что Калякин не признал свою вину, а двое других сделали это и активно сотрудничают со следствием (дали признательные показания, а также показания на Калякина). Суд на использование таких методов следствия никак не отреагировал.

Очевидно, пока людей будут помещать за решетку только потому, что им предъявлены некие обвинения, а они не признали своей вины, нас вновь и вновь будут появляться такие заключенные, как Светлана Давыдова.

Может быть, после грандиозного скандала правоохранители на какое-то время станут несколько осмотрительнее и остерегутся арестовывать кормящих матерей семерых детей. Может быть, это будут, скажем, одинокие слесари в полном расцвете сил. Но пока нам удалось победить лишь следствие, а не причину, имя которой - произвол в правоохранительной и судебной системах.


Материалы по теме
04.02.2015 статья Илья Мильштейн: Картина "Не ждали" →
03.02.2015 в блоге Пара фраз: Нельзя помиловать →
02.02.2015 в блоге Дерьмометр: Сергей Роганов, философ →

Комментарии
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User eshya, 04.02.2015 17:00 (#)
21223

Признаёшь собака чекистская, что гебнявого ей адвоката подсунули террористы?

User vuzlvau, 04.02.2015 17:11 (#)

А если бы это был одинокий парень? Так бы и сидел? Где законы? В обще уже гэбня отвязалась!

, 04.02.2015 20:32 (#)
22109

Если бы это был одинокий парень - ему могли бы подыскать пару - бутылку от шампанского или биту, они это умеют. И он бы признался
что и Че Гевару лично убил и Анжелу Девис подставил.

21790

Вай, какие законы?

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: