статья Все пред тобой трепещет

Дмитрий Шушарин, 04.12.2006
Дмитрий Шушарин

Дмитрий Шушарин

Скорость, с которой Александр Литвиненко последовал за Анной Политковской, свидетельствует о явной спешке тех, кто убил этих людей. Но отнюдь не о нервозности. И вовсе не о желании очернить российского президента или подтолкнуть его к бессрочному правлению и ссоре с Западом.

Но кто придумал, что эти люди должны считать успехом то, что кажется таковым их критикам? И кто доказал, что они хотят непременно очернения и ссоры? Может быть, с их точки зрения, убийства политических противников только улучшают репутацию главы государства, ибо свидетельствуют о его силе - а с сильными не ссорятся.

Вот, например, массовые репрессии тридцатых годов в нормальной государственной логике должны были свидетельствовать о крайней политической нестабильности советского режима. То есть независимо от того, были ли все эти троцкистско-бухаринские и якиро-тухачевские заговоры ложью или нет, о силе политического режима Советской России это свидетельствовало не самым лучшим образом.

А вышло все не так. Выяснилось, что система стабилизировалась и даже оказалась годной к международному сотрудничеству. Ограниченно годной, конечно, но все-таки.

Так и сейчас. Смотрите, кто убит и кто был при смерти. Всех их объединяет одна черта. Это влияние на западное общественное мнение и доверие со стороны западной общественности. Таковы и Политковская, и Литвиненко, и Гайдар. И не будет ли полезно для батюшки-царя, ежели они замолчат? Все-таки батюшка, похоже, намеревается укреплять свои позиции в забугорном мире. И до 2008-го, и после. Да и самим надо за батюшкой подтягиваться.

А что? Негативный эффект от убийств краткосрочен, а от постоянных выступлений вышеозначенных персонажей - длителен. Вот опять вспомним советские времена. Убивали за границей? Похищали людей? Бывало. Ну и чего плохого? Там возмущались и забывали. А помнили все время про ракеты, нефть и газ.

Так что не только версия типа "Путина подставили" имеет право на существование.

Замечу, кстати, что если президента можно подставить, то это уже не президент, а какой-то дурачок. Что ж он всяких подставлял на работу берет?

И еще одно замечание. Скорее всего, убийцы не очень хорошо себе представляли, какой именно информацией владеют Политковская и Литвиненко. Возможно, даже преувеличивали их опасность. Перестраховались.

А чтоб все было совсем тихо, Западу уже предложили версию, которая всех устроит. С удивительной быстротой в России воспроизвели публикацию в лондонской газете, где повествовалось о таинственной организации ветеранов КГБ, умертвившей Литвиненко. Не исключено, что в России эту версию и изготовили. Так бывало не раз. Особенно трогательная деталь - имя, возраст и некоторые черты ветерана КГБ Игоря сильно напоминают Игоря Ивановича Сечина, которому 46 лет и который владеет английским и португальским. Уж не посылают ли ему сигнал?

Но это к слову. А в общем-то, подсунуть британцам отставников-фанатиков и умыть руки - идея разумная. И Старовойтову убили люди из какой-то подпольной организации. И покушение на Чубайса связывают с ветераном ГРУ. И к убийству Политковской приплетают каких-то бывших служивых из Нижневартовска.

Конечно, все это может дать и обратный эффект. И пока дает. В одной пьесе сочинителя Пушкина воспроизводится механизм обвинения главы государства в убийстве малолетнего наследника престола без особых на то доказательств. Напомню, что версию эту распространяют в частных беседах и боярин Шуйский, и летописец Пимен. А ее политическое использование приводит к власти при участии внешних сил третье лицо. (Шуйский потом отыгрался, но то был Шуйский исторический, а не литературный.) Видимо, только аналогичный результат следует признать негативным эффектом от убийств последнего времени для нынешнего главы государства.

Газеты всего мира, конечно, будут называть его убийцей, но долго это не продлится. Другой вопрос - развитие ситуации внутри российской политической элиты. И надо признать, что убийства Политковской и Литвиненко - это всего лишь наиболее громкие преступления. И просто недавние. Но их следует рассматривать и в одном ряду с совсем недавними событиями, вроде убийств банкиров и кандидатов на выборные должности; и в той череде убийств и загадочных смертей последних семи лет, которая началась - об этом сейчас не вспоминают - с неожиданной кончины Анатолия Собчака.

Просто сейчас совпали две линии. Все нынешнее царствование киллеры работали и на бизнес, и на политику. А в последние месяцы работы у них много - приближается 2008 год. И главный вопрос, которым следует задаться на фоне всех этих событий, - это вопрос о том, примет ли нынешняя политическая элита насилие как основной способ решения своих проблем и выживания в непростой обстановке междуцарствия.

Ведь неважно, будет ли это междуцарствие между Путиным и преемником или между Путиным и Путиным. То есть в рамках этих заметок это не самая существенная деталь. Важно, что междуцарствие будет.

Не так уж существенно и другое - ход следствия и различные версии. Как показывает опыт расследования политических убийств, дальше исполнителей дело все равно не пойдет. Идейные фанатики не сдадут своих вдохновителей, да они могут их и не знать. А наемники уж точно не знают заказчиков.

Важнее всего то, как изменят эти убийства общественную и политическую атмосферу, что выберет российская элита. Она может принять новые правила, и тогда страна погрузится в виоленсию на манер латиноамериканской. Она может испугаться, и тогда в стране будет установлен режим на манер того, что здесь уже не раз бывал.

К сожалению, менее всего вероятны преодоление страха и переход элиты в иное политическое качество. Какое именно - пока трудно себе представить, наблюдая за российским истеблишментом. Ленивым и нелюбопытным.

Дмитрий Шушарин, 04.12.2006