статья Повестка ночи

Владимир Ермолин, 30.06.2006
Владимир Ермолин. Фото Граней.Ру

Владимир Ермолин. Фото Граней.Ру

Весенний призыв-2006 прошел, как любят говорить военные, штатно. Военкоматы рапортуют о выполнении плана на все сто. Новобранцы, переодетые в форму уже на сборных пунктах, осененные православным крестом, вдохновленные напутствием подвергнутого ротации военкома, разъезжаются по местам службы. Ровным числом 124 550 человек.

Никаких тревожных сигналов. Во всяком случае, о срыве призывной кампании никто из военачальников не говорит. Напротив, все излучают оптимизм. Военкомы рапортуют: впервые можно было дать от ворот поворот малограмотным (с 6-9 классами), отбраковать призывников с незначительными нарушениями психики и дефицитом массы тела.

И беспрецедентно низкая квота весеннего призыва тоже предмет гордости Минобороны: рекрутов забрито на 30 тысяч меньше, чем в прошлом году, потому что с места сдвинулась федеральная программа по переходу на контрактную службу. Именно столько "профи" пришло на сержантские должности за последнее время. А, например, на Северном флоте уже в этом году на контракт переходит целая дивизия стратегических атомных ракетоносцев. К тому же идет дело в РВСН и ВВС. В следующем году предполагается перевести на контракт всех младших командиров – сержантов и старшин. А в 2008-м, согласно планам Генштаба, к контрактникам перейдет половина всех должностей срочной службы. В итоге потребность в подневольных призывниках также должна снизиться наполовину.

При реализации этих планов потребность в призыве составит не более 200 тысяч человек в год (штатная структура Вооруженных сил - тайна за семью печатями, но погрешность в данном раскладе вряд ли существенна). С переходом на одногодичную службу в строй будет становиться по 100 тысяч новобранцев весной и осенью (при самом вялом переходе на контракт - по 150 тысяч.). То есть в худшем случае столько же, сколько сейчас, в лучшем - еще меньше.

Казалось бы, военное ведомство первым должно донести до граждан эту благую весть. У него так редко выпадает повод порадовать россиян. Чего там скрывать, сегодня для сотен тысяч российских семей призывной сезон – время чрезвычайного напряжения, когда не только отпрыск, но и вся его родня, друзья и соседи занимают круговую оборону от государства. Ликвидировать эту ненормальную ситуацию - задача не менее важная, чем любая другая в сфере национальной безопасности. Загонять сотни тысяч законопослушных граждан в подполье самоубийственно для любой власти.

Но вот появляется перед прессой министр обороны и говорит: с переходом на одногодичную службу призывать придется вдвое больше народу (без предъявления расчетов - на слово верьте). Поэтому срочно ставим в строй выпускников вузов, сельских учителей и врачей, молодых отцов, "балалаечников" и артистов балета, сыновей больных родителей... Нехватка пушечного мяса такая, что по указу президента армия готова взять на себя функции профтехучилища, обучая солдатиков мирным профессиям. Для выполнения этой задачи Госдума лишает права на отсрочку учащихся ПТУ.

В думском комитете по обороне достают из дальнего ящика законопроект, суть которого – обязать любого 18-летнего россиянина мужского пола самостоятельно, не дожидаясь повестки, являться в военкомат в сезон призыва (с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря). С этой идеей еще три года назад выступили какие-то региональные парламенты, недавно за нее агитировал военком Москвы, она дорога многим депутатам Госдумы. И ведь так и сделают, была бы отмашка Кремля. Как бы это ни противоречило нормам цивилизованного общества, где меры принуждения стараются по возможности заменять мерами убеждения.

Сегодня Министерство обороны с упорством, достойным лучшего применения, продолжает крепить линию фронта между гражданами и государством. Блистает полководческими талантами, используя все приемы тактики – охваты, лобовые атаки, засады, десанты в тыл. И, как и бывает на войне, чем дальше вторгаются на вражескую территорию, тем больше плодят партизан.

Получается, контракт растет одновременно с призывом. Где тут логика? Похоже, без того, чтобы держать в страхе перед повесткой из военкомата миллионы граждан, Минобороны не мыслит своего существования. Ведь так из ведомства с высокой миссией патриотического воспитания всей страны можно превратиться в рядовое учреждение, ведающее сугубо военными вопросами.

Россияне свою армию и так нынче больше боятся, чем уважают. Вместо того чтобы как-то выбираться из этого незавидного положения, делать военную службу привлекательной, министр Иванов и его команда делают все, чтобы она оставалась пугалом для народа. И, отдадим им должное, остаются на высоте этой исторической задачи.

Владимир Ермолин, 30.06.2006


новость Новости по теме