новость Марс меняется

06.06.2003
"Марс Одиссей" наблюдает за Марсом днем и ночью. Фото с сайта BBC News

Предварительный анализ изображений Марса, собранных за год с помощью инфракрасной камеры высокого разрешения THEMIS (Thermal Emission Imaging System), установленной на космическом корабле NASA "Марс Одиссей" (Mars Odyssey) открывает геологам совсем новый Марс и демонстрирует неожиданно динамичную планету, которая испытала и все еще испытывает довольно заметные экологические пертурбации.

Поверхность планеты Марс - это не нечто застывшее на миллионы лет; на ней происходили и до сих пор происходят бурные перемены.

Филип Кристенсен (Philip Christensen) из Университета штата Аризона (Arizona State University) считает, что на изучение этих снимков может уйти еще лет двадцать, но уже сейчас ясно, что на планете идут очень активные геологические процессы. "Там гораздо больше льда и воды, чем мы считали, - говорит Филип Кристенсен, - мы видим снег, видим промоины, наносы... Кроме того, там идут процессы с участием ветра, вулканов и метеоритов. Это завораживающее место".

Удивительно, что в то время, когда в одних районах Марса вода обнаружена в изобилии, в других ее нет вовсе. Так, на дне одного каньона глубиной 4,5 км, известного под названием Ganges Chasma, "Марс Одиссей" обнаружил минерал оливин, или хризолит. Это вещество быстро разлагается при контакте с водой. Поэтому его залежи свидетельствуют, по мнению ученых, о полном отсутствии воды в этом месте.

Другая интересная и неожиданная для ученых находка - километры голых скал. По словам Кристенсена, они являются свидетельством того, что на формирования поверхности планеты очень мощное влияние оказывают процессы выветривания. В противном случае скалы были бы покрыты слоем пыли.

Thermal data from Odyssey reveals a changing Mars - Arizona State University News Release