статья Кровавая заря нового века

Борис Соколов, 02.08.2004
Российские военнопленные. Фото с сайта mochola.narod.ru

Российские военнопленные. Фото с сайта mochola.narod.ru

90 лет назад, 2 августа 1914 года, Российская империя официально вступила в Первую мировую войну. Именно с этим событием современники связывали подлинное начало 20-го столетия. В этот день император Николай II подписал манифест об объявлении войны Германии, днем раньше объявившей войну России. В манифесте, в частности, говорилось: "Следуя историческим своим заветам, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства к славянам за последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования… Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности, мы повелели перевести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. Среди дружественных сношений союзная Австрии Германия, вопреки нашим надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну. Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство и целость России и положение ее среди великих держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные. В грозный час испытаний да будут забыты внутренние распри, да укрепится еще теснее единение царя с его народом и да отразит Россия, поднявшаяся как один человек, дерзкий натиск врага".

Россия вынуждена была ввязаться в мировую войну, к которой была не готова ни морально, ни материально, чтобы сохранить свой статус великой державы. Отказ от защиты Сербии неминуемо привел бы к этому. Однако единение подданных с царем продлилось недолго. Оно дало большую трещину уже в 1915 году, после первых тяжелых поражений русской армии. А в 1917 году тяготы войны привели к Февральской революции и свержению монархии. За Февральской же революцией с неизбежностью последовала революция Октябрьская и захват власти большевиками. 70 с лишним лет советского тоталитаризма стали следствием именно Первой мировой войны. Без нее Ленин с товарищами никогда не пришли бы к власти. Это обошлось нашей стране гораздо дороже, чем 2 млн. павших на полях сражений Первой мировой. Коммунистическое правление принесло нашему народу более 40 млн. павших во Второй мировой войне (кстати, Великой Отечественной у нас ее также назвали по примеру Первой мировой – именно так российская пресса именовала начавшуюся войну в 1914 году – в отличие от Отечественной войны 1812 года), миллионами жертв репрессий и голода.

Память о Первой мировой войне помогала Сталину поддерживать военно-мобилизационное напряжение страны, убеждать народ, что империалисты вот-вот могут напасть на нашу страну. Неслучайно одна из формул манифеста, между прочим, отразилась в популярной песне конца 30-х – начала 40-х годов Василия Лебедева-Кумача "Если завтра война…": "Если завтра война, если враг нападет, если темная сила нагрянет, - как один человек, весь советский народ за любимую Родину встанет".

Затем, после Великой Отечественной, именно последняя стала играть ту же роль, которую прежде играла Первая мировая. А вот формула о единении с Сербией из царского манифеста благополучно дожила до наших дней. Она отразилась и в бездумной поддержке Россией Сербии при Слободане Милошевиче, и в сохраняющихся симпатиях к националистическим силам Сербии среди значительной части российского политического и военного истеблишмента. И еще. Как и в 1914 году, президент Путин и его соратники яростно цепляются за великодержавный статус России, призывая для этого к увеличению военных расходов, развитию новейших вооружений, не желая признавать, что от великой России остался сейчас только призрак. Они забывают, чем окончилась попытка сохранить великодержавие России с помощью военной силы в Первой мировой войне.

Борис Соколов, 02.08.2004