1936 год. Родился Вацлав Гавел

Фото: Bohdan Holomíček
80 лет назад, 5 октября 1936 года, родился Вацлав Гавел, чешский драматург, диссидент и политик, президент Чехословакии в 1989-1992 гг. и президент Чехии в 1993-2003 годах. Диссидентскую деятельность он начал в 1975 году публикацией открытого письма лидеру чехословацких коммунистов Густаву Гусаку. Был одним из авторов манифеста о правах человека "Хартия 77". Гавел неоднократно арестовывался и подвергался тюремному заключению.
В 1984 году он писал в эссе "Политика и совесть": "Я выступаю за "антиполитическую политику", то есть политику, понимаемую не как технология власти и манипулирования, не как кибернетическая система управления человеческими существами и не как мастерство прагматика, а как один из путей поиска и достижения осмысленной жизни, защиты такой жизни и служения ей. Я выступаю за политику как практическую мораль, как служение истине, как по существу человеческую и измеримую человеческими мерками заботу о наших собратьях. Да, этот подход в нашем мире является крайне непрактичным и с трудом применим к повседневной жизни. Но я не вижу лучшей альтернативы".
Блоги
Статьи по теме

Игра на унижение
Если бы, скажем, г-н Путин высказался о гуманисте и правозащитнике Гавеле в том же духе, в каком он пять лет назад отозвался на гибель гуманистки и правозащитницы Анны Политковской, мировой скандал был бы неизбежен. И престиж России пострадал бы еще больше, чем это произошло сейчас.

Дедушка и хулиган
Дедушка Гавел отвесил подзатыльник Путину. За войну в Чечне, за растоптанную Конституцию, за наглость и за презрение к собственному народу. А заодно дедушка отвесил подзатыльник и заискивающим перед Кремлем немецким лизоблюдам. Преподал им хороший урок и напомнил о том, что такое самоуважение.

"Опухоль" на человеческом лице социализма
Исполнилось 35 лет со дня оккупации Чехословакии войсками СССР и других стран Варшавского договора. Операция вторжения носила выразительное кодовое наименование - "Опухоль". Таков был ответ советского руководства на попытку придать коммунистической системе некоторые либеральные черты. Спустя два десятилетия всем в Восточной Европе уже было ясно, что эту горбатую систему может исправить только могила.


















