статья Договорившийся

Илья Мильштейн, 03.07.2007
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

ФСБ нашей Родины предъявила Борису Березовскому очередное обвинение. На сей раз экс-олигарх подозревается по статье, карающей за организацию заговора с целью захвата власти. Основной уликой, предъявленной новейшему гэкачеписту, является его интервью газете "Гардиан", в котором Борис Абрамович положительно отвечает на вопрос, готовит ли он революцию в России.

Как можно предположить, одной этой революционной фразой дело не ограничивается. В беседах с разнообразными представителями СМИ, нашими и зарубежными, Березовский вообще порассказал немало интересного. О том, например, что у него в Кремле есть свои люди, которых он считает единомышленниками. О том, что оппозиция в России принимает от него пожертвования. Правда, эту информацию он время от времени опровергает, но затем подтверждает вновь.

Понятное дело, к ФСБ в данной ситуации вопросов нет. Можно разве что удивиться, отчего с таким опозданием чекисты нашей Родины сделали стойку на Березовского. Интервью давнее; чуть позже, но тоже не вчера, с ним соединились драгоценные сведения о работе Бориса Абрамовича на британскую разведку. Кстати, как ни странно, шпионаж в обвинении пока не упоминается, а как бы хорошо они рядом смотрелись: вербовка с целью захвата власти. В целом же ясно, что контрразведка не зря ест свой хлеб: газетное интервью переведено на русский язык, скрупулезно, в течение трех месяцев исследовано, и вот заведено дело.

К ФСБ вопросов нет, но к Борису Абрамовичу как минимум один имеется. Формулируя его с предельной мягкостью, я бы спросил так: соображает ли он что творит или не соображает? И речь тут веду не столько о создании революционной ситуации в России, сколько о том, для чего Березовский подставляет под удар людей, которым и без него живется в стране очень туго.

Причем о тайных кремлевских агентах Платона Еленина я бы всерьез говорить не стал: это явная проверка на паранойю, не чуждую российской власти, одна из удачных шуток лондонского эмигранта. Все прочие шутки менее удачны. Поскольку, извещая мир и ФСБ о своих тесных финансовых связах с оппозицией, Борис Абрамович бьет наотмашь их всех: Каспарова, Лимонова, Касьянова. Дискредитирует и в глазах власти, на что оппозиционерам можно было бы наплевать, и в глазах избирателей, чем пренебречь гораздо труднее.

Вырисовывается простенькая схема, годная к употреблению как минимум до марта 2008 года. Отныне любую критику власти эта самая власть может объявлять покушением на Россию, организованным на деньги лондонского изгнанника. Любой марш несогласных объяснять связью демонстрантов с олигархом. Любое выступление того же Каспарова клеймить как предательское. И не просто клеймить, как раньше, а прямо подшивать к "делу Березовского". И чем громче Борис Абрамович будет петь свои революционные песни, тем безнадежней предстанут судьбы оппозиции и оппозиционеров.

Понимает ли это он сам?

Тут возможны разные ответы. Имеется конспирологическая версия насчет того, что Березовский заслан в Лондон с целью показать urbi et orbi звериный лик российской демократии. Есть мнение, что отлученный от власти олигарх понемногу сходит с ума в своих замках. Однако самым близким к истине представляется самый простой ответ.

Кипучая натура Березовского не дает покоя никому - ни его врагам, ни возможным союзникам, ни ему самому. Насильственно отлученный от кремлевских интриг, он выстроил себе в Лондоне свою маленькую Россию, в которой живет, борется и побеждает в ежедневном режиме. В этой небывалой стране путинские клерки затевают заговор против своего шефа, оппозиция сметает прогнивший режим, рак свистит на горе, тропический ливень хлещет в Москве в четверг с самого утра. А он, укрываясь под зонтом, въезжает в нее на белом коне, раздавая интервью газете "Гардиан" и другим СМИ.

Однако Россия реальная сильно отличается от той, что существует в богатом воображении миллиардера. В этой реальной России, где власть маразмом порой даже превосходит самые фантастические схемы Березовского, ОМОН в кровь избивает оппозицию, спецслужбы кропотливо рассыпают полоний по Европе, а граждане стройными рядами готовятся голосовать за "Единую Россию" и Путина либо его преемника.

Ибо за кого же еще им прикажете голосовать, если всю "другую Россию" скопом повязали с Березовским? Если сам Борис Абрамович громко трубит об этом на всех углах? Если несчастную нашу оппозицию метелят сразу с двух сторон - из Кремля и из Лондона?

Ему бы помолчать хотя бы год-другой. Взять, что ли, книжку в руки, углубиться в чтение, поразмышлять в тишине о несуетном, впасть в дрему. Сколько людей в России, лучших ее людей, были бы ему благодарны! Но белый конь стучит копытом, и обвиненный в заговоре снова зовет репортеров, чтобы свергнуть власть.

Досье: Политэмигранты

Илья Мильштейн, 03.07.2007


новость Новости по теме