новость Крым: фигурант дела об экстремизме Ильченко бежал на континент

16.08.2016
Юрий Ильченко читает свое стихотворение "Рік у неволі Севастополь". Кадр видео с личного youtube-канала

Юрий Ильченко читает свое стихотворение "Рік у неволі Севастополь". Кадр видео с личного youtube-канала

Севастопольский блогер Юрий Ильченко, прошлым летом отправленный в СИЗО по делу об экстремизме, а позже переведенный под домашний арест, бежал на континентальную Украину. Об этом сообщается на сайте Министерства информационной политики Украины.

В среду в Киеве, в агентстве "Укринформ", пройдет пресс-конференция Ильченко. В ней также примут участие председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, замминистра информполитики Эмине Джеппар и соучредитель общественной организации "Крым SOS" Алим Алиев.

Ильченко 38 лет, он владелец школы иностранных языков. Дело против блогера возбудили за публикацию на личном сайте статьи, содержавшей резкую критику российской оккупации полуострова и агрессии на Восточной Украине, а также призывы дать отпор врагу. Ильченко вменили статьи 280 (публичные призывы к экстремизму) и 282 российского УК (возбуждение ненависти либо вражды по национальному признаку). Санкция каждой из этих статей составляет до пяти лет колонии.

Блогера задержали 2 июля 2015 года после четырехчасового обыска. На следующий день он был помещен в симферопольский СИЗО-1.

Дело против Ильченко было открыто самое позднее в начале 2015-го. С того времени и до ареста он не раз собирался выехать вместе с родителями на жительство во Львов, однако по ряду причин откладывал переезд.

При этом с момента аннексии Крыма Ильченко около 20 раз бывал на континентальной Украине, а также по полученному в Киеве украинскому загранпаспорту неоднократно выезжал за рубеж. На границе с Крымом ФСБ неизменно интересовалась, почему блогер не отказывается от украинского гражданства и не принимает российское.

Российские власти пытались сфабриковать против блогера и другие обвинения. Так, за неделю до ареста к Ильченко подошла неизвестная и предложила распространить по Севастополю листовки с призывами устроить взрывы. Тот ответил резким отказом.

Кроме того, в семье арестованного заявляли, что ФСБ пытается обвинить его в педофилии. Как утверждается, спецслужба установила в помещении школы Ильченко камеру, на которую фиксировала его уроки с любимой ученицей. Между тем, отмечали члены семьи, политзеку "нельзя по медицинским показаниям припаять этот диагноз - половые извращения". Подчеркивалось, что Ильченко дружит с матерью ученицы и путешествовал с ними. Позже, однако, стало известно, что силовики вынудили мать девочки написать на блогера донос с обвинением в растлении.

В конце июля крымский правозащитник Олег Софяник сообщал, что Ильченко может не дожить до суда. Софяник ссылался на разговор с неким Новосильцевым, который, по его словам, возглавляет севастопольский ЦПЭ. "Его называют палач Севастополя", - отмечал правозащитник.

Как передавал Софяник, Ильченко в СИЗО подвергается избиениям и иным пыткам. "У него сломан позвоночник, у него отбиты почки, и наверное, он не доживет до суда", - сообщал правозащитник.

2 октября 2015-го "Крым.Реалии" сообщили со ссылкой на Геннадия Ильченко, отца блогера, что следователь направляет политзека на психиатрическую экспертизу. Фамилию следователя Ильченко-старший уточнить отказался; в июле сообщалось, что делом занимается следователь Гуртин.

Ранее сообщалось, что у Ильченко действительно имеются некоторые проблемы с психикой, из-за которых его не взяли в украинскую армию. Симферопольский адвокат Юрий Бердников, защищавший политзека, в июле 2015 года заявлял, что психическое состояние Ильченко "внушает опасения", и сообщал о намерении ходатайствовать о его срочном медицинском обследовании.

Отец блогера также сообщал, что побывал на допросе по делу своего сына. Следователь продемонстрировал Ильченко-старшему статью, за которую арестовали политзека. "Он свой способ предложил, как остановить войну, - пояснял Геннадий Ильченко. - Надо увеличить армию и надо вернуть себе ядерное оружие, не для того чтобы убивать, а для того чтобы создать противовес... и остановить это побоище".

При этом следователь не разъяснил отцу политзека статью 51 российской Конституции, гарантирующей право не свидетельствовать против близких родственников. Ильченко-старший, однако, заверил, что в любом случае будет давать показания по делу. "У Юры много знакомых, но друзей нет, поэтому я единственный, кто может свидетельствовать в его пользу", - пояснил он.

После допроса Ильченко-старшему впервые с момента ареста сына разрешили увидеться с ним в СИЗО. После свидания отец политзека резко изменил стиль общения с журналистами, заявив, что больше не желает комментировать дело. "Я не хочу, чтобы ему дали больше", - пояснил отец политзека. В то же время от отверг предположение о давлении со стороны следствия.

Был ли Ильченко подвергнут психиатрической экспертизе и если да, то где она проводилась, неизвестно. Сведений о том, завершено ли следствие по делу, тоже пока нет. Так или иначе, в июне нынешнего года, Ильченко перевели под домашний арест.

16.08.2016


новость Новости по теме