статья Особенности российского системного анализа

Александр Осовцов, 01.08.2005
Александр Осовцов. Фото Граней.Ру

Александр Осовцов. Фото Граней.Ру

В математике считается, что судить о системе, находясь внутри нее, невозможно. Если речь идет о высоких абстракциях, то, может, и так. Но вот судить о российской политической системе вполне можно изнутри. Например, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска тут заявила, что россияне не знают, кого больше бояться – бандитов или милиции. Суждение, конечно, неточное – многие россияне вообще не видят разницы, тем более что бандитов не из милиции в стране сравнительно немного и поэтому сталкиваешься с ними нечасто.

Опять же интересно, что такого драматического стряслось с милицией за последние полтора года. Или это что-то стряслось со Слиской? Ведь невозможно предположить, что она думала то же самое в декабре 2003-го, когда баллотировалась в Госдуму от "Единой России", возглавляемой министром внутренних дел Борисом Грызловым, ныне начальником Слиски и в Думе, и в партии, и во фракции. Хотя, может, это Грызлов, оказавшись вне системы МВД, и раскрыл глаза Слиске. А она, будучи в системе власти, в системе МВД, строго говоря, не была.

Но ведь никто не думает, что министр экономического развития РФ находится вне системы нашей экономики? А ведь с каким знанием дела он о ней судит!

Про производство сказать что-нибудь новое даже Герман Греф не может – оно не просто остается, но чем дальше, тем больше становится сырьевым и держится на одном факторе – мировых ценах на нефть и газ. Даже в этой отрасли развитие имеет исключительно количественный, экстенсивный характер. Страна не производит вообще никаких сколько-нибудь заметных товаров на уровне передовых стандартов XXI века по параметру "цена-качество", и нет никаких признаков изменения этой ситуации.

В финансовой сфере с огромным опозданием по сравнению со многими другими нефтедобывающими странами, когда цены на нефть стали совсем уж фантастическими, у нас тоже появился некий фонд, куда стали откладывать толику "нефтедолларов". Назвали его стабилизационным - возможно, потому, что со словом "стабильность" ассоциируется главное пропагандистское достижение нынешней власти, то есть что-то очень хорошее. Но что он стабилизирует? Разве что представление о нас как об отсталых людях, которые, хуже гобсеков, относятся к деньгам как к недвижимости. Ведь все эти несусветные миллиарды не инвестируются никуда – ни в производство, ни в образование, ни в социалку, ни...

И что, если не приговор нынешней власти, вынес министр как раз экономического развития Греф, когда мотивировал все это тем, что если начать деньги из стабфонда трогать, то их разворуют. Умри, Герман, лучше не скажешь. В системе власти, в том числе в структуре, отвечающей за экономическое развитие, Грефу, конечно, наиболее знакомой, нет людей, способных не украсть. Просто бессмысленно хотеть чего-то хорошего от команды, которую ее же видный представитель называет шайкой воров. Невозможно же предположить, что он не знает, о чем и о ком говорит, а клеветать у него тем более нет причин. Непонятно только, почему, будучи такого мнения о коллегах, министр не уходит в отставку. То ли сам такой же, то ли просто в голову не приходит.

Греф скорее всего и в самом деле много знает про нашу экономику – а во многом знании, как известно, много печали, - вот и дает соответствующие оценки. Но ведь то же самое сказал о министерстве - нет, не внутренних дел, не экономики, а культуры! - министр культуры Соколов. Правда, он говорил о периоде, когда министерством руководил Швыдкой. Но, во-первых, я не верю, что Соколов поменял штат на 100%, а ведь сам он упомянул о коррупции чуть ли не в каждом кабинете. Во-вторых, Соколов почему-то молчал обо всем этом, когда был ректором вуза в системе министерства, возглавлявшегося Швыдким. А в-третьих, Соколов все это сказал на пресс-конференции, а Швыдкой в ответ подал в суд, то есть оба как будто забыли о том, что они коллеги, что у них общее начальство, что в конце концов они руководят ведомствами, отвечающими в стране за культуру. Если дело действительно дойдет до суда, то есть всего два возможных варианта судебного решения. Первый: Соколов – клеветник, второй: Швыдкой – коррупционер. А кем тогда будут Фрадков и Путин? Да, кто вы, мастера культуры - в составе нынешнего правительства?

Невозможно еще раз не вспомнить выдающегося политического оратора современности, по совместительству заместителя генпрокурора Колесникова, сказавшего: "Прекращайте воровать - и не будет никакой политики". Прав, и не просто прав, а тысячу раз прав. И не только политики не будет. Греф и Соколов свидетели, что если вдруг прекратят воровать, то не будет ни экономики, ни культуры. А что ж будет-то? Страшно себе представить.

Хочется обратить внимание на то, что все изложенное содержало только факты и комментарии высших должностных лиц нашей страны. Никаких попыток обращаться к мыслям и словам людей, недоброжелательно или хотя бы нейтрально относящихся к российскому руководству, не было. Так что если это руководство в очередной раз решит, что получившаяся кошмарная картина нынешней российской власти есть результат антипатриотической деятельности, граничащей с государственной изменой, то все претензии к министрам. И к тому, кто их назначал.

Хотя я лично считаю, что за опровержение одного из базовых принципов общей теории системного анализа надо как минимум давать премию президента РФ в области науки. Справедливее было бы нобелевку, но ведь западники все время нас недооценивают, даже на паршивом Евровидении засуживают. А эта премия будет гарантирована, и ее вручение, может быть, привлечет внимание всех россиян и к содержанию открытия, и к приведенным авторами примерам. Прошу считать этот текст официальным предложением в комитет по присуждению на 2006 год. Так как 2006-й – это как раз перед 2007-08-м, будет во всех отношениях полезно.

Александр Осовцов, 01.08.2005