статья Страна специального назначения

Владимир Темный, 28.07.2005
Боец спецподразделения Вымпел. Фото с сайта www.vimpel-mic.ru

Боец спецподразделения Вымпел. Фото с сайта www.vimpel-mic.ru

По РТР в среду вечером прошел очередной фильм о спецназе. На этот раз нам рассказали о том, как подразделение "Вымпел" (воинская часть КГБ СССР № 35690) проводило учебные диверсии на атомной станции и атомном ледоколе, как освобождало - тоже тренировочно - главу какого-то государства то ли от террористов, то ли от собственного народа. При этом голос за кадром внушал, что можно было бы и реальные дела показать, но время еще не пришло. А так вымпеловцев и по сей день помнят и в Анголе, и в Мозамбике, и в Никарагуа, и во Вьетнаме, и, как я понял, в Мурманске на атомном ледоколе "Сибирь".

Наверное, после того как чекист под видом доброго малого втерся в доверие к экипажу, а потом "заминировал" реактор, кадровая чистка по всему атомфлоту прошла жесточайшая. Как и в случае с "минированием" Калининской АЭС.

Обывателю такое кино нравится. Тебя вроде как допускают к гостайне, показывают то, что еще вчера хранилось за семью печатями. Ну и остросюжетность гарантирована. Довольны, думается, и заказчики. Массам предъявлены доказательства того, что спецслужбы не зря народный хлеб едят. И еще такого рода информация, как недавно выразился начальник другого спецподразделения – "Альфы" - генерал-майор Владимир Винокуров, является "мощным сдерживающим фактором, заставляющим террористов лишний раз взвесить все "за" и "против".

Если судить по потоку телепродукции, рассказывающей нам изо дня в день про житье-бытье различных отечественных спецназов, то террористам ничего другого и не остается, как переквалифицироваться в управдомы. И вот какая странная закономерность просматривается: всплеск телетворчества специального назначения случился сразу после "Норд-Оста". И чем больше взрывали людей – в Москве, Каспийске, Моздоке, Пятигорске и, наконец, в Беслане, - тем активнее телеэкран населяли бравые ребята в разноцветных беретах, мудрые генералы - организаторы всех наших побед, целые коллективы спецслужб - идеальное средство от плохих парней. Вымышленные или реальные, герои этих фильмов выглядят как образец настоящего мужчины и гражданина. Не уловить этот посыл из "ящика" может только очень уж невнимательный зритель с притупленной функцией патриотического обоняния. А внимательный товарищ сразу смекнет, что ему умные люди не боевики, не стрелялки с убивалками каждый вечер показывают, а творят - кропотливо и внятно - национальную идею.

Идея эта проста, как саперная лопатка, как задача солдата на войне: убей - или тебя убьют. Враги у России никогда не переводились. А дальше будет еще больше. И в ближнем зарубежье, и в дальнем, а еще больше - рядом, прямо под боком. Такой стране нужен особый гражданин. Такого же специального назначения, как и его родина. Он должен уметь скрытно передвигаться, предпочитать клинок всем другим видам оружия, его голова должна выдерживать удар кирпичом и железякой, а горло не поддаваться удавке, даже если это металлический провод. Самое святое для него - приказ. И никаких слюней по поводу того, что такое хорошо и что такое плохо.

Идеология спецназа хорошо ложится на нынешние реалии. Например, выборы как спецоперация с применением всех эффективных наработок спецслужб – пробраться под видом доброго парня в "реакторный отсек" оппозиционной партии и заложить под нее мину, "учебную", разумеется. Как в свое время в Рязани. И президента вернуть на место, если попрут. Зря, что ли, столько тренировались на муляжах. Гражданам без страха и упрека нужен такой же и президент. Да он у них, собственно, уже и есть. Осталось окончательно спецнационализировать страну. Еще немного, еще чуть-чуть...

Во всем мире есть спецслужбы. Но редкая страна выставляет эту специфическую профессию в качестве идеала гражданской доблести. В том же американском кинематографе полно злодеев и из ЦРУ, и из ФБР, а противостоят им, как правило, почему-то самые обыкновенные, порой рахитичные и подслеповатые граждане. Они там озабочены торжеством личности над государством. Дуроломы. Не понимают всей прелести системы, когда государство – это капрал, который любого и в любой момент может послать чистить унитаз зубной щеткой.

В фильме прозвучали слова: в 1993 "Вымпел" отказался стрелять в народ и потому был распущен. На этот счет есть разные свидетельства. Например, известно, что реорганизация спецподразделения началась еще за три месяца до октябрьских событий. И многие ушли просто потому, что посчитали переподчинение чекистов МВД оскорблением. Но дело не в этом. Нам дана подсказка: настоящие рыцари плаща и кинжала в мирных людей не стреляют, типа гражданам беспокоиться не надо. И тут авторы фильма дали слабину. Впали в извинительную интонацию. А куда сильнее прозвучал бы финал, если сопроводить его кадрами из зала суда, когда, оправданный присяжными, на волю выходит спецназовец Ульман. Расстрелял мирных людей и стал героем. Такими героями страна специального назначения может и должна гордиться.

Владимир Темный, 28.07.2005


новость Новости по теме