статья 47 процентов - это победа, и это - два пальца в глаза

Виталий Портников, 21.10.2002
Кирсан Илюмжинов. Фото с сайта NTVRU.com

Кирсан Илюмжинов. Фото с сайта NTVRU.com

Результаты первого тура президентских выборов в Калмыкии продемонстрировали очевидную для современной России истину: никто не может ощущать себя уверенно, если участвует в непрекращающейся борьбе кремлевских и околокремлевских кланов и группировок – прямо или косвенно. А поскольку без такого участия невозможна политическая карьера и количество удачно балансирующих между соперничающими группами стремится к нулю, можно сказать, что неуверенно ощущает себя вся политическая элита России.

Казалось бы, Кирсану Илюмжинову вообще ничего не грозило: он должен был уверенно победить уже в первом туре голосования. И не потому, что президента ФИДЕ так любят в родной республике, а потому что уровень административных ресурсов, сосредоточенных в руках Илюмжинова, уникально высок даже для главы субъекта федерации – а в Российской Федерации губернатор всегда бог и царь. Но вспомним: Илюмжинов возглавил республику, в которой – опять-таки в отличие от многих других регионов – не было консолидированной политической и хозяйственной элиты, республику, в которой раз за разом не удавалось избрать президента. Илюмжинов по сути был приглашен наиболее предприимчивой частью элиты на ханство – как всегда приглашают варягов в ситуации полной неразберихи и очевидного краха государственности. Но даже самые предприимчивые плохо представляли себе, что за государство он им построит.

Не то чтобы Калмыкия и ее власти сильно отличались от того, что мы видим во многих других субъектах федерации. Но Кирсан самоувереннее, циничнее и откровеннее прочих региональных лидеров. Коррупция, скандалы, заказные убийства - все это в Калмыкии есть, но не является ее исключительным достоянием. Но вот журналисты, посетившие Элисту, замечают, что на улицах калмыцкой столицы красуются фотографии президента республики с Ельциным, патриархом и далай-ламой. А вот фотографий с Путиным нет.

Да, многие российские чиновники до сих пор предпочитают снимки с Ельциным снимкам с Путиным – для доказательства своей близости к непризрачной власти. Но это в Москве. И к тому же в интимных местах - в разных там комнатах отдыха, для своих. А не на площадях для всеобщего обозрения. В этой небольшой детали – весь стиль Илюмжинова: большой, нахрапистый и безобразный. И понятно, почему от такого откровенного и самоуверенного человека хочется избавиться в первую очередь.

На первый взгляд, попытка избавления, организованная немногочисленными президентскими людьми в путинской администрации (говорят прежде всего о "третьем Иванове" - Викторе) не удалась: смещение главы республиканского МВД Сасыкова не состоялось, контроль над республикой установить не удалось. Но сам факт кремлевского раздражения – уже неплохой повод для тех в Калмыкии, кто противостоит президенту – а внутреннее недовольство Илюмжиновым всегда было велико, – чтобы рискнуть в противостоянии с "вождем", рассчитывая в будущем на кремлевскую поддержку, защиту и милость.

Именно это обстоятельство и не позволило Илюмжинову легко выиграть первый тур. И сейчас у его противников есть шанс начать все сначала – попытаться отправить в отставку министра внутренних дел, попробовать сосредоточить все силы путинской части администрации и кандидатов на пост президента на поддержке Баатыра Шонджиева, вышедшего во второй тур со значительным отрывом от президента, – словом, возможности попортить нервы Илюмжинову есть. И если он победит – а скорее всего он все-таки победит – портреты с Путиным придется повесить.

Виталий Портников, 21.10.2002


новость Новости по теме