новость В творческом поиске

ФСБ провела обыски в квартирах Пионтковского и его родственников
23.07.2016
Андрей Пионтковский. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Андрей Пионтковский. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

ФСБ провела обыск в московской квартире публициста Андрея Пионтковского, уехавшего за границу от преследования по статьям УК об экстремизме и сепаратизме, а также у родственников эмигранта. Об этом сообщил в своем твиттере адвокат политэмигранта Марк Фейгин.

В квартиру, где живут дочь и внуки публициста, силовики явились рано утром в субботу. Они вызвали МЧС, чтобы выломать дверь. Однако Фейгин приехал на место раньше МЧС, и после его прибытия внук публициста впустил силовиков в жилище.

Обыск проводился без постановления суда, заметил адвокат. Часть 5 статьи 165 УПК, продолжил он, допускает это лишь в исключительных случаях. "В чем исключительность?" - написал Фейгин.

После полудня обыск прошел в квартире, где жил сам Пионтковский до эмиграции. Этот обыск проводился по постановлению Лефортовского райсуда Москвы от 31 мая. "Никто об открытом суде меня не уведомлял", - заметил Фейгин.

"Роют везде, на совесть", - писал защитник об обысках у родственников публициста. При этом, позже сообщил он Интерфаксу, ни в одной ни в другой квартире "ничего незаконного и запрещенного изъято не было". "Изъяли какие-то документы, вообще не имеющие отношения к уголовному делу", - добавил он.

Кроме того, силовики допросили внука публициста. "Задали буквально три вопроса, где его дед и когда он собирается возвращаться", - пояснил Фейгин.

Сейчас, также рассказал адвокат, решается вопрос о заочном предъявлении Пионтковскому обвинения по делу.

"По тому, как я вижу, "Эху Москвы" определенно стоит напрячься по поводу дела Пионтковского, - заметил Фейгин в твиттере. - Кого-то наверняка прикрутят".

Подписку о неразглашении адвокат давать силовикам отказался. "Каковы способы защиты по такому делу, как Пионтковского, кроме публичных?" - заметил он.

Фейгин также опубликовал датированный 25 марта ответ на его запрос за подписью замначальника некоего подразделения ФСБ С. Егорова. В нем силовик заверял, что дело против Пионтковского не возбуждалось. Между тем, заметил защитник, в действительности дело по статьям 280.1 (публичные призывы к сепаратизму) и 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) спецслужба открыла еще 9 марта.

Сам 76-летний Пионтковский так прокомментировал происходящее "Радио Свободе": "Обращает на себя внимание, что в 6 утра в субботу люди ломятся в квартиру. Видимо, это унаследованный стиль наших чекистов".

"Видимо, следующим этапом будет вызов на допрос, а затем объявление в розыск", - добавил публицист.

Дело против Пионтковского возбуждено за публикацию статьи "Бомба, готовая взорваться". Текст, помещенный 23 января на сайте "Эха Москвы", посвящен кадыровской Чечне. Он заканчивается словами: "Остановить тикающий часовой механизм русско-чеченской катастрофы можно только немедленным выходом России из состава Чечни. Чеченской Республике необходимо предложить полную государственную независимость со всеми правовыми последствиями для наших двухсторонних межгосударственных отношений".

После выхода статьи на публициста был подан целый ряд доносов. 25 января с заявлениями в Генпрокуратуру и СКР обратился парламент Чечни. Депутаты просили открыть против Пионтковского дело по статьям 282 и 280 УК (публичные призывы к экстремизму), а "Эхо" привлечь по закону о СМИ. 27 января 30 депутатов Госдумы по инициативе единороса Шамсаила Саралиева подали в эти же структуры другой донос, в котором потребовали проверить Пионтковского и "Эхо" на предмет наличия в их действиях состава статьи 280.1.

Наконец, 1 февраля с заявлением в Генпрокуратуру обратился некий юрист Илья Ремесло. 11 февраля замначальника "антиэкстремистского" управления ведомства Алексей Жафяров уведомил доносчика, что прокуроры в ходе проведенной проверки действительно усмотрели в статье Пионтковского составы статей 280.1 и 282 УК. Материалы проверки, сообщил Жафяров, переданы в ФСБ для возбуждения дела как против автора статьи, так и против сотрудников "Эха", имевших отношение к ее публикации.

Между тем Пионтковский 27 января, после первого доноса, выехал из России. Статья же на сайте радиостанции почти сразу после публикации была отцензурирована - из нее убрали финальные фразы, процитированные выше.

5 июля ФСБ провела в редакции "Эха Москвы" обыск, изъяв ее переписку с Пионтковским. Главред сайта "Эха" Виталий Рувинский побывал на допросе в спецслужбе.

14 июля стало известно, что силовики истребовали полный список сотрудников сайта радиостанции.

В 2007 году Басманная межрайонная прокуратура Москвы требовала признать экстремистскими статьи Пионтковского, первоначально опубликованные в "Гранях", а затем изданные на бумаге в сборнике "Нелюбимая страна". Разбирательство заняло около полутора лет. Наконец, 5 декабря 2008 года прокуратура отозвала свой иск из Басманного райсуда, после того как экспертиза заявила об отсутствии экстремизма в текстах публициста.

Между тем в августе 2007-го суд в Краснодаре признал законным предупреждение прокуратуры местному отделению "Яблока" за распространение "Нелюбимой страны" и еще одного сборника статей Пионтковского - "За родину! За Абрамовича! Огонь!". Предупреждение было вынесено на основании лингвистической экспертизы, которую провела ФСБ.

23.07.2016


в блоге Блоги

новость Новости по теме