статья Птенцы гнезда Чайки

Николай Петров, 25.07.2006
Николай Петров. Фото с сайта www.open-forum.ru

Николай Петров. Фото с сайта www.open-forum.ru

Замена Владимира Устинова на Юрия Чайку в кресле генпрокурора повлекла за собой масштабную и по нашим меркам почти молниеносную смену прокурорских кадров на трех высших уровнях: общероссийском, окружном и региональном. И эта процедура похожа не на обычную перетасовку, а на замену самой колоды. Менее чем за месяц работы нового генпрокурора в отставку отправлены 6 заместителей генпрокурора из 13, включая трех руководителей управлений в федеральных округах, сменены 7 прокуроров регионов.

По словам самого Юрия Чайки, из 88 региональных прокуроров за последние годы были уволены 57, при этом лишь единицы подали в отставку в связи с уходом на пенсию. Впрочем, это зависит от того, что считать "последними годами". Если брать весь "устиновский" период (шесть с половиной лет), то всего за это время было примерно 120 замен прокуроров. Лишь с десяток нынешних "государевых очей" на местах занимали свои посты до прихода Устинова на пост генпрокурора, а Путина на пост премьера. Кстати, один из этих могикан - дагестанский прокурор Имам Яралиев, проработавший на посту почти 12 лет, ушел в июле. На другом полюсе отставленный в связи с уходом на пенсию (в 46 лет!) бывший коллега Устинова по Краснодарской прокуратуре Анатолий Бондар, всего 4 месяца назад назначенный замгенпрокурора в Дальневосточном округе, а до этого прославившийся громкими делами против политической элиты в Саратове.

Оба генпрокурора - и нынешний, и бывший - хабаровчане, к тому же почти ровесники. Однако опыт работы у г-на Чайки существенно разнообразнее: Иркутская область, Восточно-Сибирская транспортная прокуратура, Генпрокуратура. Отсюда и широта кадрового кругозора и, соответственно, длина скамейки запасных. К тому же в его кадровом резерве сейчас и отставленные Устиновым профессионалы, такие, например, как бывший питерский прокурор Иван Сыдорук (сейчас замгенпрокурора Южному федеральному округу), и люди из Минюста, включая тех, кто перешел туда к Чайке из прокуратуры.

При расстановке кадров в Генпрокуратуре работает модель push and pull: чужие выталкиваются, свои подтягиваются. Логика замен замен понятна: ключевые посты (в первую очередь столицы и федеральные округа) и ключевые фигуры - свои для расстановки, чужие для сбрасывания с доски.

Кто уже ушел? Южный замгенпрокурора Николай Шепель, сделавший в свое время карьеру в Краснодарской прокуратуре, сибирский Валентин Симученков, дальневосточный Анатолий Бондар. О последнем стоит сказать особо. Бывший до выдвижения Устинова заместителем краевого прокурора на Кубани, он затем в течение пяти лет возглавил прокуратуру Саратовской области, где прославился не только как чистильщик местной политэлиты, но и как хозяин своего рода кузницы устиновских кадров. Сразу несколько его заместителей разлетелись прокурорами в регионы, и вот уже сам г-н Бондар, назначенный недавно замгенпрокурора по Дальнему Востоку, начал было расставлять своих: непосредственно перед отставкой Устинова из Саратова в Южносахалинск приехал новый прокурор.

Из региональных прокуроров в последний месяц ушли московский Анатолий Зуев, свойственник Устинова; два бывших "саратовца": курский прокурор Александр Бабичев и воронежский Александр Пономарев; краснодарский Сергей Еремин и дагестанский Имам Яралиев. Освободились и два места: в Бурятии и Красноярске, откуда прокуроры пошли на повышение.

Отставка прокурора региона обычно дело небыстрое. Как правило, ей предшествует проверка Генпрокуратуры, фиксирующая разного рода огрехи, а потом "разбор полетов". Да и заявления об отставке могут какое-то время вылеживаться. В частности, курский прокурор заявил, что подавал заявление еще Устинову. Это к тому, что механизм смены прокуроров довольно инерционен и даже если какие-то из отставок уже запущены сейчас, результаты могут быть объявлены и в августе, и в сентябре.

Персональными перестановками в прокуратуре дело не ограничивается - есть и структурные новшества. Заметнее всего они в Южном округе. Там в управлении Генпрокуратуры реализуется идея разделения функций надзора и следствия, причем прежний следственный отдел значительно укреплен кадрами и получает статус управления, которое будет разведено с остальным аппаратом даже территориально. С учетом того, что парой недель ранее президент освободил от должности почти всех начальников следственных управлений окружных ГУ МВД, это может означать не отнятие у прокуратуры функций следствия, как обсуждалось ранее, а напротив, усиление этих функций.

Что будет дальше? Вряд ли дело ограничится уже состоявшимися отставками. По-видимому, будет продолжена смена заместителей генпрокурора в федеральных округах, где наиболее явными кандидатами на вылет выглядят "кубанец" Николай Савченко из Центрального округа и Иван Кондрат из Северо-Западного. Косвенным признаком грядущих отставок окружных прокуроров могут быть смены прокуроров в регионах. Пока из пяти произведенных отставок две пришлись на Юг, где сменился и замгенпрокурора, а три - на Центр.

Следует ожидать, что селекция на региональном уровне продолжится. Трудно сказать, кто в какую очередь "попадет под нож", но можно полагать, что кресло шатается и под выходцами из кубанского гнезда Устинова - прокурорами Мордовии и Ставропольского края, и под оставшимися "саратовцами" на Сахалине и в Ярославле, и под некоторыми другими прокурорами из категории чистильщиков: ненецким, челябинским, ярославским, самарским. Что до последних, то их срок может выйти не потому, что при новом генпрокуроре будет послабление местным политэлитам (пока незаметно, чтобы здесь что-нибудь изменилось), а потому просто, что наиболее доверенных лиц старой системы сменят новые.

Николай Петров, 25.07.2006


новость Новости по теме