статья Так диктует вдохновенье

Илья Мильштейн, 08.04.2013
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Похоже, это у них такое соревнование – быть может, с переходящим кубком, который тайно, но в обстановке праздничного веселья вручается победителю. Или они выступают по очереди, как в том анекдоте: теперь ты салочка. Имею в виду начальство разнообразного уровня, регулярно демонстрирующее населению что-нибудь душераздирающее по части глупости, пошлости, невежества, самодурства.

Вне конкуренции, разумеется, президент с его стерхами, амфорами и чучелом еврея, но это вполне соответствует условиям конкурса. Ибо национальный лидер – он для того и выбран, чтобы с запасом опережать своих соратников. Составить ему конкуренцию могут разве что санитарный врач Онищенко и детский омбудсмен Астахов, но подчиненных украшает скромность, и эти деятели, поразив общественность какой-нибудь особенно памятной тирадой и получив награду, потом надолго умолкают.

Напротив, депутаты нижней палаты с их законами и личными, глубоко выстраданными комментариями по поводу этих законов работают в режиме почти безостановочном. Однако народных избранников слишком много, а речи их слишком монотонны, чтобы навеки врезаться в память. Правда, они постоянно оспаривают первенство в номинации "Самый тупой депутат Госдумы", учрежденной одним из них, но это довольно унылое зрелище. За редкими исключениями.

Иное дело – губернаторы. Это какая-то особая порода людей, ярких, азартных, самобытных, державных, и следить за их единоборствами – сплошное удовольствие для болельщика. Случается, глава администрации Волгоградской области Максюта поздравит ветеранов с годовщиной разгрома советских войск под Сталинградом, и кажется, что его уже никто не переплюнет, но не тут-то было. Другой губернатор из той же области, Боженов, вдруг возьмет и отметит день рождения средь италийских холмов и виноградников вместе со всей своей элитой в количестве 50 штук, и чем он хуже предшественника? А Матвиенко с ее сосулями и Красненькой Речкой? А ее сменщик Полтавченко, обозвавший земляков "жлобами"? А Ткачев, после наводнения в Крымске бросивший прямо в лицо обнаглевшим пострадавшим: что, мол, нужно было каждого обойти и предупредить? А Рамзан Ахметович, наконец, возвысивший свой голос против судьи продажной, козла, блин?

Все персонажи поразительные, какие еще в книжках встречаются и только в русских. У Салтыкова-Щедрина, например. Литературные, прямо скажем, персонажи, и неудивительно, что в своем неуклонном стремлении подражать классическим образцам политическая наша жизнь добралась до изящной словесности. Закономерно, говорю, что губернатор Ульяновской области Сергей Морозов распорядился заменить текст "Тотального диктанта", сочиненный Диной Рубиной, на другой текст. Борясь "за чистоту русского языка, за повышение культуры письма", а то ведь у этой Рубиной некоторые герои матом ругаются, представляете? Совсем в своем Израиле оторвалась от нашей жизни, ее чистоты и культуры письма.

Все правильно. И ничего странного в том нет, что губернатор озаботился мероприятием, до которого ему вроде бы никакого дела быть не должно, поскольку "Тотальный диктант" – это событие частного порядка. Во-первых, государевым людям до всего есть дело, а если кто-то кому-то чего-то диктует на его родной ульяновской земле, то Морозов для того на нее и посажен, чтобы проследить, отнять и возглавить. Во-вторых, неконтролируемая родная речь – это всегда опасно, типа некоммерческих организаций, и тут необходима бдительность. В-третьих и в-главных, условия конкурса, о котором сказано выше, предполагают скандал и сенсацию. Должно быть, очередь дошла до Морозова, и вот он взял слово в своем микроблоге и прославился на весь мир.

Можно даже сказать, что сегодня он обошел их всех, бывших триумфаторов, от Максюты до Кадырова включительно. Сегодня только о нем и говорят, о губернаторе Ульяновской области, и если вчитаться в большинство комментов, то вклад Морозова в развитие русской речи следует признать неоценимым. Правда, в комментах парадоксальным образом преобладает ненормативная лексика, но ведь такова судьба всех наших ньюсмейкеров, участвующих в этом небывалом соревновании. А смысл российской жизни, как многие уже догадались, состоит в упорном выращивании бессмертных литературных героев, то есть начальственных глупцов, пошляков, невежд и самодуров. Если же их когда-нибудь изведут, то прервется традиция и остановится жизнь, и некому будет писать диктант, и некому проверять, исправляя ошибки. 08.04.2013

Илья Мильштейн, 08.04.2013


новость Новости по теме