статья Проповедь и отповедь

Владимир Абаринов, 19.07.2007
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Я посох мой доверил Богу
И не гадаю ни о чем.
Пусть выбирает Сам дорогу,
Какой меня ведет в Свой дом.

Вячеслав Иванов

Опять честной народ обиделся на папу римского. Только теперь уже не мусульмане, как в прошлый раз, а христиане иных деноминаций - православные и протестанты. Плюс евреи.

Поводов два: апостольское послание Святейшего Отца к епископам (Motu Proprio Data Summorum Pontificum), которым Бенедикт XVI разрешил использование старой латинской литургии, и разъяснение Конгрегации вероучения, в котором некатолики усмотрели умаление своих церквей.

Оба документа появились на прошлой неделе. При этом, как водится, наиболее ярые критики с их текстом ознакомиться не удосужились. Это понятно - ведь для многих из них, как для князя Мышкина, "католичество римское даже хуже самого атеизма". Впрочем, атеисты папу тоже критикуют ровно по тому же случаю.

В действиях Святого Престола христиане-некатолики (вернее, их пастыри) видят отступление от решений Второго Ватиканского собора (1962-1965), который стал поворотным пунктом в процессе адаптации римско-католической церкви к реалиям сегодняшнего дня, водоразделом, преступив который, католицизм сошел с небес на землю - обратился к насущным проблемам простого человека, стал подлинно народной церковью.

Одним из фундаментальных решений собора стала Конституция о священной литургии (Sacrosanctum Concilium), согласно которой богослужебными были признаны, помимо латинского, современные местные национальные языки. С тех пор всякий католик участвует в мессе и иных частях литургии осмысленно, ибо понимает каждое слово, сказанное священником на его родном языке. Реформа коснулась и других элементов богослужения, порой весьма существенно.

Многие католические общины неохотно переходили на новый обряд, а для некоторых он оказался неприемлем, и они остались верны старой латинской мессе. Движение традиционалистов возглавил архиепископ Марсель Франсуа Лефевр, основатель Братства Cв. Пия X в Эконе, Швейцария.

Бенедикт XVI в бытность префектом Конгрегации вероучения приложил немало усилий, дабы сгладить противоречия Святого Престола с католиками-староверами. И вот теперь он сделал решительный шаг навстречу.

Посланием от 11 июля этого года папа разрешил католическим общинам, которые пожелают этого, использовать в литургии латинские тексты. Решение вступает в силу с 14 сентября. Текст и обряд латинской литургии утверждены Тридентским собором (1545), созванным специально для выработки средств противостояния Реформации. Собор объявил каноническим латинский текст Библии (Вульгату), а чтение переводов на национальные языки строго регламентировалось - миряне могли читать их лишь с письменного дозволения священника. Критики решения папы акцентируют внимание именно на возвращении в церковную практику "тридентской мессы", делая из этого вывод об отказе "папы-консерватора" от решений II Ватиканского собора.

Утверждения эти противоречат разъяснениям самого понтифика. В письме, которое предпослано апостольскому посланию, папа говорит: "Появившиеся без достаточной информации сообщения и оценки вызвали немало замешательства. Реакции на замысел, содержание которого было еще в реальности неизвестно, сильно различались между собой, от радостного принятия до жесткой оппозиции". Понтифик особо почеркивает, что служба на национальных языках отнюдь не отменяется: "Речь идет о двух видах одного и того же обряда", и решение о применении того или иного всецело принадлежит самой общине.

Особенно бурной была реакция еврейских организаций. Американская Антидиффамационная лига назвала послание папы "ударом по отношениям между католиками и и иудеями". Дело в том, что в древней латинской молитве на Страстную пятницу были слова "Помолимся также о неверных иудеях, дабы Господь Бог наш снял покров с их сердец" и некоторые аналогичные выражения. Но этот текст уже претерпел неоднократные изменения и в нынешней редакции, утвержденной в 1969 году, никаких уничижительных характеристик не содержит. Ни о каком восстановлении древнего текста речь не идет.

С декларацией Конгрегации вероучения, озаглавленной "Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов учения о Церкви", дело обстоит несколько сложнее. "Как следует понимать утверждение, согласно которому Церковь Христова существует в Католической Церкви?" - так сформулирован один из вопросов. Ответ гласит: "Христос "основал на земле" единственную Церковь и учредил ее как "зримое собрание и духовную общину", которая от своего рождения и в ходе веков существует и будет существовать, и только в ней остались и будут пребывать все составные части, установленные Самим Христом. "Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую. Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним". Все взятые в кавычки слова - цитаты из решений II Ватиканского собора.

Святой Престол признает, что "Церковь Христова присутствует и действует в Церквах и церковных Общинах" других деноминаций, однако в полной мере она пребывает только в Католической Церкви. Именно эта фраза и навлекла на себя критику православных и протестанских клириков.

"Меня такие документы не удивляют, - заявил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. - Наоборот, я приветствую честные заявления. Чтобы иметь откровенный богословский диалог, нужно иметь ясное представление о том, какой позиции придерживается другая сторона". Владыка Кирилл напомнил, что "Православная Церковь является правопреемницей и наследницей по аполстольскому преемству древней, неразделенной церкви, поэтому то, что сказано в католическом документе, мы с полным правом относим и к Церкви Православной".

На самом деле было бы странно, если бы католики или православные не считали истинной именно свою церковь. У православных это подчеркнуто в самом названии деноминации. Важно отметить также, что обе церкви разделяют мнение о протестантских общинах: лишенные апостольского преемства, они, по мнению и католиков и православных, не могут считаться церквами в полном смысле слова. Ни те, ни другие не признают действительными таинства, совершаемые протестантами. Но если католическая церковь признает таинства, совершаемые православным священником, то православная не отвечает ей взаимностью и признает у католиков лишь некоторые. Наконец, вряд ли у православных есть основания упрекать Святой Престол в возвращении тридентской мессы - ведь она сама ведет богослужение на искусственном и архаичном церковнославянском языке, малопонятном верующим.

За два с лишним года, прошедших со времени избрания кардинала Йозефа Ратцингера папой, было уже много попыток дискредитировать понтифика, представить его каким-то угрюмым мракобесом, найти подтверждения его инквизиторских наклонностей и устремлений. Попытки эти одна за другой проваливаются по весьма простой причине: за время понтификата Бенедикта XVI римско-католическая церковь обрела новое дыхание и укрепила свои позиции.

Глава экономического управления Святого Престола кардинал Серджо Себастиани сообщил недавно, что финансовые дела Ватикана хороши как никогда: баланс годового бюджета сведен с профицитом в 2,4 миллиона евро, размер лепты Св. Петра (пожертвований в благотворительный фонд, которым распоряжается лично папа) почти удвоился и составил в 2005 году 102 миллиона долларов. Растет число паломников. В Ватикане в прошлом году побывало семь миллионов пилигримов - на 20 процентов больше, чем годом прежде. Рекордный рост числа посещений наблюдается и в других святых местах.

Папа остается влиятельнейшим действующим лицом мировой политики, мнению которого внимают главы государств. Бенедикт XVI, как и его предшественник, привержен экуменическому диалогу с православием и преисполнен надежд осуществить то, что не удалось Иоанну Павлу II, - совершить пастырский визит в Россию.

Не выискивать поводы для раздоров, а страстно желать воссоединения должны православные и католики. "Есть у меня и другие овцы, - говорит Иисус, - которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Ин., 10:16). Да будет так.

Владимир Абаринов, 19.07.2007