Также: Война | Персоны: Владимир Темный

статья Квашнин объявил Кремлю сокращение

Владимир Темный, 05.07.2004
Анатолий Квашнин. Фото с сайта www.lenta.ru

Анатолий Квашнин. Фото с сайта www.lenta.ru

Заявление Анатолия Квашнина о предполагаемом сокращении вооруженных сил до 500 тысяч "штыков" было сделано в ходе недавнего выездного заседания думского комитета по по обороне, устроенного в стенах Генштаба. В рядах парламентариев, приехавших послушать о перспективах военного строительства, оно вызвало, мягко говоря, замешательство. Во-первых, в октябре прошлого года не кто иной, как сам верховный главнокомандующий Владимир Путин, подводя итоги военной реформы, объявил, что сокращение численности армии и флота завершено: мол, оптимальное число "штыков" достигнуто, теперь надо над качеством поработать. Во-вторых, этот параметр не упоминается ни в одном из концептуальных документов Минобороны (разве что в глубоко засекреченных). В-третьих, столь радикальное сокращение - более чем в два раза - должно сопровождаться изменением структуры вооруженных сил, но перспектива такого масштабного передела ни в каких доктринах опять же не прописана. В-четвертых, сомнительно, чтобы процесс уложился в ближайшие восемь лет (до 2012 года - таков, по данным "Граней", контрольный рубеж, поставленный Генштабом). С 1993 года вооруженные силы сократились почти на 1 млн 600 тыс. человек. И это было болезненно и для армии, и для увольняемых. Тем же махом, таким же образом (а откуда взяться более щадящим условиям?) отреформировать вооруженные силы еще раз - это уже перебор.

Между тем сама по себе мысль о дальнейшем сокращении армии представляется бесспорной. Военная машина России должна и может быть более эффективной и менее дорогостоящей. Новые технологии, новая организация войск, новые планы применения военной силы должны определить и разумную достаточность численности армии и флота. Это прописные истины. Да только в реальной жизни они никак не воплотятся. Несмотря на все разговоры о реформировании военной организации государства, российская армия остается громоздкой и малоэффективной. Об этом не говорит только ленивый - однако министр обороны Сергей Иванов продолжает держаться бодрячком. И на этом фоне откровения г-на Квашнина, которые он позволяет себе все чаще, выглядят как глас честного и прямодушного генерала, которому "за державу обидно". И заявление про сокращение до 500 тыс. "штыков" явно из того же ряда, что и гневное выступление на недавнем заседании правительства, когда Квашнин огорошил всех констатацией: армия в тупике, вооруженные силы переживают тяжелый кризис.

Похоже, Квашнин все откровеннее предлагает себя в спасители погибающего русского воинства. И про 500 тысяч сказано было в исключительно скорбном ключе - вот, мол, до чего может довести армию дилетантский подход к ее реформированию, вот чем приходится заниматься вместо того, чтобы бить во все колокола, вразумлять президента, правительство и Думу. И всем ясно, что такое (бить в колокола) Квашнину не по чину - не министр все-таки, - да вот берет на себя человек лишнее (а что же делать, когда другие отмалчиваются?), рискует карьерой и самой головой, не утаивая правду о плачевном положении национальной обороны.

Расчет Квашнина прост: нет большего пугала для армии, чем слухи о массовом сокращении. Ничто так не нервирует военных, как туманность служебных перспектив. Помимо военных услышат Анатолия Васильевича и штатские патриоты: как же - без войны родную армию молотят, на радость американцам (да и не по их ли указке?) лучшую половину изничтожают. Да и народ, с которым армия, как известно, едина, тоже не станет мириться с такой антигосударственной политикой. Короче, не в пустыне вопиет Анатолий Квашнин.

Отчего проснулось вдруг в начальнике Генштаба гражданское мужество? Ведь восьмой год он рулит армией, а в почтении к общественному мнению ни разу замечен не был. Понять это нетрудно. И Генштаб потеснили в полномочиях (принятые Госдумой поправки к закону "Об обороне" существенно урезают роль ГШ в управлении вооруженными силами), и самому г-ну Квашнину вот-вот воздастся за все провалы армии, включая и недавний позор в Ингушетии. Да и вообще слишком далеко зашли его "контры" с министром обороны Сергеем Ивановым. Какая-то развязка должна наступить. Но только не таков Анатолий Васильевич, чтобы сдаваться без боя. Пожертвовать тысячами человеческих жизней - это еще куда ни шло. Но карьерой? Нет, тут уж генерал Квашнин, судя по всему, готов возвыситься до ратного подвига.

Вот и планы дальнейшего сокращения армии в ход пошли. Есть такие планы в действительности? Не исключено. Правда, скорее в весьма отдаленной перспективе и со многими оговорками. Но Квашнину важно, чтобы эти "500 тысяч" уже сегодня служили ему верой и правдой. Кресло какого-то там заместителя секретаря Совбеза, предбанник для забвения, его не устраивает.

Владимир Темный, 05.07.2004


новость Новости по теме