статья Вопросы к освободителям

Илья Мильштейн, 16.02.2001

Кеннет Глак освобожден. По официальной версии, без единого выстрела, без выкупа, в ходе очень тихой и очень профессиональной спецоперации. Комментарии Здановича скупы, в голосе слышна усталость. Похищенный тоже немногословен: в плену обращались с ним хорошо. Его не били.

Позади месяц плена, осторожных надежд, смертельных тревог. Версий в избытке; правда, как всегда, за семью запорами, к ней приставлен спецконвой. Про чеченцев известно, что они бандиты: согласно тем же официальным релизам, ответственность за похищение в разные дни разными нашими генералами возлагалась на полевых командиров Якуба, Хаттаба, Ахмадова. Виноват был, конечно, и сам заложник. Если верить бодрым январским реляциям Ястржембского, американец "передвигался по Чечне без уведомления властей". Вот его и похитили в селе Старые Атаги, невдалеке от российского блок-поста: террористов, по-видимому, возмутило такое поведение иностранца...

Тот "комментарий" Ястржембского потряс, кстати, многих. Поражало, как в одной короткой фразе бесстыдство соединялось с безжалостностью: в конце концов, обвинение в "халатности" могло бы последовать вслед за сожалениями, пусть даже самыми лицемерными, но никак не вместо них. Мастер пиаровских комбинаций, он сразу подсказал, что за люди могут стоять за исчезновением Глака... "Врачи без границ", коллеги Кеннета, быстро поправили президентского помощника: в их среде Глак славился своим абсолютным законопослушанием, твердым до занудства.

Чуть позже, когда страсти улеглись и похищение американца стало привычной деталью чеченского пейзажа, о "российском следе" заговорили уже в полный голос - и на Западе, и в Чечне, и в Москве. Многое тут припомнилось. И ноябрьский доклад самого Кеннета Глака, в котором он довольно жестко диагностировал происходящее в Чечне: этнические чистки. (А от них уже рукой подать до Международного военного трибунала.) И недавнее его выступление в "Гласе народа" на НТВ, и угрозы, выслушанные в студии от охранников Кадырова и Боковикова. И тот факт, что нападение на Глака было совершено непосредственно перед визитом в Чечню лорда Джадда и привело к немедленному отъезду из республики всех иностранных миссий. Ну и вспомнилось, конечно, "похищение" Андрея Бабицкого, случившееся ровно год назад при обстоятельствах психологически схожих.

Про Бабицкого известно, что после "обмена" он содержался в доме пригэбленного московского чеченца Адама Дениева. Про Кеннета Глака пока неизвестно ничего. Легко предположить, что его, как и Андрея, окружали сплошь лица кавказской национальности. И разговоры он слышал соответствующие, идеологически выдержанные: в рамках позднего ваххабизма... Что еще он услышал, почувствовал, подглядел - об этом Глак сегодня молчит. В конце концов, он в Чечне не первый день и даже не первый год. Возможно, и не последний: оттого не обязательно следует ожидать сенсаций на его объявленной пресс-конференции. Однако не исключено, что у него немало вопросов к своим освободителям.

Да и у тех, кто внимательно следил за делом Глака, поднакопились фразы с вопросительной интонацией. Если он освобожден без стрельбы и без выкупа, то для чего его похищали хаттабы? Если речь идет о блестящей операции, то почему за день до нее министр Рушайло подставлял фээсбешников, оповещая мир, что знает точное местонахождение американца? Что тут было: обычная несогласованность спецслужб или нас готовили к чудесному воскрешению Кеннета Глака?

Официальных ответов, конечно, нет и не будет. Зато можно вздохнуть с облегчением, перекреститься, возблагодарить Аллаха: заложника не убили. Американец жив, здоров, свободен. Это главная новость: как всегда, утешимся ею. До следующего похищения.

Судьбу американца решат спецслужбы и "индейцы" - Грани.Ру, 29.01.2001

Миссия невыполнима - Грани.Ру, 10.01.2001

Medecins sans frontieres

На фото НТВ.Ру: Александр Зданович

Илья Мильштейн, 16.02.2001