новость В России вспоминают жертв репрессий

30.10.2004
Соловецкий камень на Лубянке. Фото с сайта www.iai.rsuh.ru

Соловецкий камень на Лубянке. Фото с сайта www.iai.rsuh.ru

У Соловецкого камня на Лубянке в субботу вспоминают жертв политических репрессий. Цветы у камня сложили лидер "Яблока" Григорий Явлинский, бывшие заключенные и их родственники, а также правозащитники и ряд других политиков, сообщает "Эхо Москвы".

На днях движение "За права человека" выпустило документальный сборник "Политические репрессии и политически мотивированные преследования в современной России". Презентация книги состоялась в среду на круглом столе, приуроченном к Дню политзаключенного, который отмечается в России 30 октября.

По мнению участников круглого стола, единственная возможность противостоять новым политическим репрессиям - объединиться. "Беда в том, - сказал генеральный директор Института стратегических исследований Андрей Пионтковский, - что раньше для демократов лимоновские политзэки были "не нашими". А для "патриотов", например, неинтересно дело Самодурова".

В преддверии 30 октября Генпрокуратура распространила информацию о ходе работы по реабилитации граждан, в годы советской власти пострадавших от политических преследований. Как сообщает ИА REGNUM, всего, по данным Генпрокуратуры, за время действия закона "О реабилитации жертв политических репрессий" пересмотрено 636 302 уголовных дела в отношении 901 127 человек, из которых 637 614 реабилитировано. В том числе, речь идет о делах, имевших большой общественный резонанс, в частности, о реабилитации танцовщика Рудольфа Нуриева, Патриарха Тихона и его окружения, известных деятелей меньшевистской партии – Марка Бройдо, Николая Суханова, ученого-биолога Николая Тимофеева-Ресовского.

В свою очередь, председатель комиссии при президенте по реабилитации жертв политических репрессий Александр Яковлев считает, что число жертв определить невозможно. "Их миллионы и миллионы. Но я уже 16 лет занимаюсь этим вопросом и все больше убеждаюсь, что подсчитать хотя бы примерное количество жертв просто невозможно, потому что значительная их часть нигде не учитывалась, либо документы по ним были уничтожены", - сказал Яковлев. В частности, во время депортации северо-кавказских народов в дороге погибло около 30 процентов людей. "Особенно много среди них было детей. Их просто выбрасывали из окон поезда, и никто нигде не фиксировал их смерть", - сказал Яковлев. Он также заметил, что "до сих пор обнаруживаются массовые захоронения расстрелянных, но никто не знает, кто это и когда был расстрелян".

"Между тем, по моим подсчетам, уже в гражданскую войну, которая сама по себе была репрессивной формой варварства, погибло около 13 миллионов человек, а некоторые специалисты говорят о цифре в 18 миллионов", - сообщил Яковлев. Кроме того, он отметил, что "во время сталинских репрессий только официально по политическим мотивам были осуждены миллионы". "Но, например, с юга на север без суда и следствия было сослано около пяти с половиной миллионов крестьянских семей - кем считать их?" - добавил Яковлев.

По его словам, тех, кто был репрессирован, но в последствии реабилитирован, "в живых остается абсолютно мало". "В основном это те, кто был подвергнут репрессиям уже после войны. Правда, официально, те, кто родился в ссылках и лагерях, тоже считаются жертвами репрессий", - уточнил Яковлев.

При этом он отметил, что "жертвы репрессий сейчас имеют явно недостаточные социальные компенсации за то, что им пришлось испытать". "К тому же я считаю, что нельзя было социальную защиту и льготы жертв репрессий выпускать из федеральных рук, но, к сожалению, это передано местным органам, которые далеко не всегда могут решать эти вопросы", - сказал Александр Яковлев.

30.10.2004


новость Новости по теме