Также: Общество | Персоны: Илья Мильштейн

статья Что позволено с людьми, не позволено с быками

Илья Мильштейн, 28.08.2001
Фото с сайта www.corrida.ru

Фото с сайта www.corrida.ru

Московский градоначальник запретил корриду. Причина: несоответствие российским традициям. Антинародное зрелище, назначенное на 8-9 сентября в спорткомплексе "Олимпийский", отменено. Билеты подлежат возврату в кассу.

Лужков прав. Быки у нас приживаются лишь в частушках, в той, например, где "мы Америку догнали по удоям молока". Или в своеобычном нашем бизнесе, где так принято называть нередкий подвид homo sapiens, произрастающий в областных центрах прямо из земли вместе с золотыми цепями и чаще всего используемый в боях местного значения. А вот коррида, бой четвероногих быков, - это явление глубоко чуждое нашему национальному характеру. И все же, размышляя об отмененной корриде, нельзя не отметить истинно российскую природу случившегося.

По-русски это называется - кидалово.

Человек по имени Андрей Агапов, один из организаторов запрещенного мероприятия, выглядит растерянным и изумленным. Он разводит руками и спрашивает телезрителей: где мы живем? Если в демократическом государстве, то надо подавать в суд и выигрывать. А если в каком другом, то страшно подумать...

В самом деле. Про корриду мэру столицы было известно задолго до того, как организаторы испанского праздника стали вкладывать свои деньги, арендовать немаленький зал и продавать билеты. Да и мэрское ли это дело - отслеживать с вертолета все, что творится на наших стадионах и спорткомплексах? Опять-таки, зная московские нравы, легко предположить, что не в быках тут дело, а в "бабках", которые господин Агапов, быть может, забыл отстегнуть столичному начальству. Чем и вызвал прилив непреклонного гуманизма у защитников прав животных, работающих в мэрии. За две недели до широко объявленной и разрекламированной корриды. Повторюсь, речь не о коррупции, но о традиции. На нее покушаться грех.

Размышляя о низком, не забудем и о духовном. Против проведения корриды в российской столице недавно возвысил голос патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и он же, как сообщает Интерфакс, "с удовлетворением воспринял решение Лужкова". Мысль о том, что и с РПЦ господину Агапову следовало поделиться, отвергнем с негодованием и сразу: в конце концов, быки - это не табак и не алкоголь. Быки - это отвратительно. И можно было бы согласиться с Его Святейшеством, если бы отношение к насилию нашей церковной, равно и светской власти не было таким избирательным. Если бы у нас каждодневно, при поддержке государства и отделенной от него церкви, не случалось бы нечто похуже корриды.

Что говорить, бой быков - удовольствие на любителя. Потоки крови, налитые бешенством глаза животных и зрителей. Крики, вой, жажда убийства. Затоптанные люди, заколотые звери. Что напоминает нам эта картинка? Ну, например, всенародную казнь на площадях, к чему российское общество во главе со своими политическими вождями давно уже призывает кремлевскую власть. Жалея быков, как не вспомнить и о чеченской бойне, на которой убивают людей - при самой широкой поддержке высших церковных иерархов, окропляющих танки. Ужасаясь жестокости испанских нравов (впрочем, в Москве планировалась португальская, более мягкая форма корриды), отчего бы не задуматься о национальных особенностях охоты на людей кавказской национальности? Инцидент с корридой - явление странное, соединяющее в себе вроде несоединимые вещи: человеческое лицемерие и юридический идиотизм. Вполне очевидно, что любой мало-мальски грамотный адвокат должен выиграть суд у московской мэрии. И столь же ясно, что решение этого суда, даже если он состоится в ближайшее время (и вообще состоится), уже не повлияет на исход дела. Да и бог с ней, с корридой. Будем сохранять верность традиции.

Клерикализм и культура (досье Граней.Ру)
Коррида. Бой быков
Правда о корриде

Илья Мильштейн, 28.08.2001