статья Потоку тесно в одном русле

Иван Горяев, 23.01.2002

Пост председателя Пенсионного фонда России входит в номенклатуру премьера. Однако нынешний глава ПФР Михаил Зурабов был назначен в 1999 году специальным указом Бориса Ельцина - в пику тогдашнему главе правительства Евгению Примакову, который решительно возражал против этой кандидатуры. Доходная часть бюджета ПФР в 2002 году составит, как планируется, 776,6 млрд рублей. То есть один внебюджетный фонд слегка перевешивает треть доходов всего федерального бюджета.

Михаил Зурабов, представитель тесно связанного с ельцинской Семьей финансового клана (его брат Александр, как известно, "рулит" финансами ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии"), придумал простой план, как пустить в оборот этот Монблан российских пенсионных денег. План получил игривое название пенсионной реформы. Ведомством Зурабова при вялом содействии Минтруда был подготовлен соответствующий пакет законопроектов.

Трудовая пенсия (то есть расходная часть бюджета ПФР) делится почти пополам на базовую и накопительную (страховую) части. Последняя (225 млрд рублей по плану на текущий год) должна, по этой схеме, инвестироваться самим Пенсионным фондом либо под его прямым контролем.

Пенсионная реформа встретила полную поддержку премьер-министра Михаила Касьянова и руководителя президентской администрации Александра Волошина, в чьем аппарате Зурабов служил до вступления в должность главы ПФР.

Возможно, г-н Зурабов слишком уж уверовал в эту высокую "крышу" и не потрудился авансом выразить свои дружеские чувства тем группам лиц, что потенциально могли бы претендовать на управление пенсионными деньгами. Или просто такое время на дворе: "крыши" падают часто - только поспевай уносить ноги. Как бы там ни было, Михаилу Юрьевичу дали провести через Государственную думу большую часть законов о пенсионной реформе. Коса нашла на камень в самом деликатном вопросе - о том, кому сидеть на финансовых потоках.

Гром грянул 21 декабря, когда нижняя палата одобрила в первом чтении закон "Об инвестировании средств для финасирования накопительной части трудовой пенсии", подготовленный специалистами Минтруда и Пенсионного фонда. При этом Дума - с подачи лоббистов Минэкономразвития и олигархов из РСПП - рекомендовала правительству в 30-дневный срок внести предложения по расширению участия так называемых негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в пенсионной реформе, в частности, в инвестировании накопительной части пенсий.

Соответствующие поправки к закону были подготовлены Минэкономразвития, в основном усилиями первого замминистра Михаила Дмитриева, и переданы в правительство 17 января. Согласно им, НПФ будут становиться уполномоченными по управлению пенсионными сбережениями по конкурсу; надзор за ними предполагается поручить не ПФР, их главному конкуренту, а федеральному органу исполнительной власти.

Иными словами, "поправки Грефа-Дмитриева" разрушают монополию Пенсионного фонда на формирование пенсионных сбережений нации и управление ими. Группировка Зурабова имеет все основания опасаться, что негосударственные пенсионные фонды неизбежно будут представлять интересы олигархов и недружественных ему, Зурабову, правительственных кланов. В конце января в кулуарах Белого дома и Думы развернулась борьба за за право надзирать за НПФ.

По сведениям Граней.Ру, в этой борьбе уже "засветились" три структуры: Минфин, Минэкономразвития и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ, как считается, играет на стороне председателя ПФР. Зурабов и председатель ФКЦБ Игорь Костиков, входящие в бизнес-клиентелу главы администрации Волошина, как стало известно Граням.Ру, уже предварительно договорились о создании - в случае победы ФКЦБ и ПФР над конкурирующими ведомствами - собственной сети негосударственных пенсионных фондов.

Зато симпатии входящих в РСПП банкиров, желающих под эгидой "своих" НПФ "порулить" пенсионными деньгами, похоже, разделились "между Кудриным и Грефом". Впрочем, Сбербанку, Внешэкономбанку, финансовому консорциуму "Альфа-групп", Межпромбанку и Росбанку, по-видимому, более или менее все равно, кто возьмет на себя эти приятные хлопоты - Минфин или Минэкономразвития. Лишь бы не Пенсионный фонд.

Иван Горяев, 23.01.2002