статья Черепашья поступь реформы

Инна Куницына, 01.02.2001

Судьба российских пенсий сложилась парадоксально. С одной стороны, в этой сфере было как-то не до реформ, поскольку ситуация на протяжении всех десяти лет существования России оставалась чрезвычайной, с другой - довольно быстро возникло понимание, что складывающая стихийно на базе советского наследства система способна обеспечить гарантированный коллапс уже через 20 лет. Помогла, если можно так выразиться, демография, точнее - неотвратимое старение населения.

Пенсионные системы бывают, если упростить до невозможности, солидарные (распределительные) и накопительные. Солидарные - это когда все деньги идут в общий котел, а потом делятся "по справедливости", то есть вне зависимости от первоначального вклада. Накопительный принцип подразумевает, что человек откладывает себе на пенсию сам, но не в кубышку, а в специальное (государственное или нет) пенсионное учреждение. В идеально чистом виде эти системы в жизни не представлены, но сочетать их можно, естественно, по-разному. Когда на каждого пенсионера приходится куча работающих, можно позволить себе "складчину", при которой несколько "внуков" содержат одного деда, уповая на то, что их собственную старость в свою очередь обеспечит следующее поколение. Когда число пенсионеров приближается к числу активных работников, как это происходит в течение последних 50-ти лет во всех урбанизированных странах, включая Россию, солидарная система дает сбои.

В Европе забеспокоились, когда на 100 работающих стало приходиться 40-45 пенсионеров. У нас та же сотня работоспособных кормит 60 пенсионеров.

Прогноз таков: в 2015 году на 100 работающих будет 70 пенсионеров, в 2023 г. - 80, в 2033 г. - 90. А через 50 лет пенсионеров вообще станет больше, чем работающих, и содержать их будет некому. Теоретически конечно можно вообразить, что предприятия будут с каждого начисленного рубля зарплаты перечислять еще полтора в Пенсионный фонд (сейчас - 28 копеек, и это по международным стандартам очень много), но верится в это с трудом.

Поэтому попытки ввести накопительную систему начались довольно рано. Уже в 1995 году была принята Концепция реформы пенсионного обеспечения, которая предусматривала трехуровневую пенсионную систему с существенным накопительным элементом. Суть ее состояла в том, что любому человеку, даже не проработавшему ни дня, полагается так называемая социальная пенсия, каждый работающий всю жизнь платит взносы, чтобы накопить обязательную трудовую пенсию, а кроме этого, существует еще дополнительная накопительная пенсия. Тогда же был предложен и конкретный проект перехода на новую систему, так и оставшийся проектом.

В 1997 году активно обсуждалась еще более радикальная концепция пенсионного обеспечения, предполагавшая проведение реформ по чилийскому образцу. В Чили пенсионное обеспечение было полностью переведено на накопительный принцип и передано негосударственным пенсионным фондам. У нас эта идея не прошла, и в 1998 году был принята правительственная программа пенсионной реформы, предусматривающая очень осторожное и постепенное введение элементов накопительной системы. Пока реформа находится на стадии введения индивидуального персонифицированного учета. Это значит, что людям выдают пластиковые пенсионные удостоверения с номером, который впоследствии должен стать номером их личного пенсионного счета. К концу этого года эпопея должна завершиться, и вот тогда...

А что тогда? В программе первоочередных действий правительства, подготовленной Центром стратегических реформ Германа Грефа, говорится в основном о том, что в ближайшие два года правительство будет латать существующую систему, а уж во вторую очередь думать о будущем - поэтапно рассматривать вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста и готовить законопроекты, "обеспечивающие постепенный переход к накопительному финансированию пенсий". В плане работы Думы на ближайшие полгода - тоже в основном заплатки, а из новостей - только закон "Об основах пенсионной системы". Понятно, что повышать пенсионный возраст неприятно, а вводить накопительную систему, которая задевает интересы такого могущественного учреждения, как Пенсионный фонд, и вовсе страшно. Но опоздать с реформой - еще страшнее.

Михаил Дмитриев: какие пенсии мы получим в 2001 году - Публикации о ЦСР. Центр стратегических разработок, 27.07.2000

Президент уже в январе может подписать указ о повышении пенсий работающим пенсионерам - Страна.Ру, 29.12.2000

Фото AP

Инна Куницына, 01.02.2001