статья Как хочешь, так и вертись

Наталья Хмелик, 31.01.2001

Российские губернаторы давно поняли, что сидят на золоте. Особо непонятливым это объяснили иностранцы, которые вдруг начали недоумевать, почему надо давать кредиты стране, где столько земли. Земли, конечно, много, но нет закона, позволяющего совершать земельные сделки. Однако отсутствие правовых норм в России никогда не было серьезным препятствием ни для чего. Неспособность думы принять один на всех Земельный кодекс губернаторы восприняли как команду "Вертись как хочешь". И завертелись.

О самых законопослушных регионах - Саратовской области, Самаре, Татарстане - знают все. Их земельные законы принимались открыто, вызывая сильное противодействие и большой шум. Правда, никто не говорил о том, что жители этих регионов пользуются иными конституционными правами, чем остальные граждане Российской Федерации, а значит, живут фактически в другом государстве. Сами губернаторы либо не задумывались о том, что закладывают мощную основу своей будущей свободы от федерального центра, либо предпочитали об этом помалкивать из скромности.

Остальные ушли в тень и развернули бурную деятельность на черном рынке. Борец с приватизацией "по Чубайсу" Юрий Лужков еще в начале 90-х заявил, что распродажи участков в Москве не будет, но при этом разрешил арендовать эти участки на 99 лет, а также продавать котлованы. То есть продать участок без ямы нельзя, а с ямой - пожалуйста. Желающие, естественно, нашлись и сколотили на ямах немалые состояния.

Насмотревшись на эксперименты Аяцкова, Титова, Лужкова, губернаторы окончательно поняли свою выгоду. Сегодня даже те, кто два года назад принял в штыки речи саратовского губернатора о том, что земля и земельные отношения везде должны быть разными, говорят о местных особенностях и предлагают передать вопрос о земле в ведение регионов. Они хотят распоряжаться сами. И те, кто хочет просто получать взятки за оформление сделок, выглядят просто смешно. Возможности открываются безграничные, ими надо просто умеючи воспользоваться. Тем более и правительство вроде бы не возражает. Греф обещает принять земельный кодекс очень скоро, а сельхозугодья - не самый привлекательный объект для сделок. Заявление Грефа о том, что кодекс будет носить рамочный характер, не может не греть губернаторскую душу. За главами регионов сохранится право вертеться в меру своих способностей. А им это вращение уже успело понравиться.

Наталья Хмелик, 31.01.2001