статья На руинах империи

Иван Горяев, 22.03.2001

Национальная судебная коллегия в Мадриде все тянет с вердиктом по вопросу об экстрадиции в Россию президента холдинга "Медиа-Мост" Владимира Гусинского. Затяжка, несомненно, несет на себе отпечаток мощного американо-израильского давления. Да, Гусинский показал, что его не стряхнешь, как муху с судейского стола, в морозные объятия русской Генпрокуратуры. Однако есть много оснований полагать, что независимо от развязки в Мадриде судьба гонимой медиаимперии предрешена.

Предыдущая неделя ознаменовалась распадом издательского дома "Семь дней" и началом вывода из холдинга "Медиа-Мост" газеты "Сегодня". 19 марта председатель правления РАО "Газпром" Рем Вяхирев фактически торпедировал переговоры Гусинского с консорциумом инвесторов, где ключевую роль играют Джордж Сорос и Тед Тернер. Он объявил о намерении оставить в распоряжении "Газпрома" "как минимум 50 процентов плюс одну акцию НТВ". Между тем инвесторы официально заявляли о готовности приобрести именно контрольный пакет. В настоящее время "Газпром" обладает 46 процентами акций телекомпании. Еще 19 - в залоге под кредит банка Credit Suisse First Boston, пролонгированный "Газпромом" до июля текущего года.

Гусинский и его окружение, как полагают наблюдатели, хотели бы если не погасить кредит до июля, то по крайней мере, имея на руках средства инвесторов, договориться с CSFB о новой пролонгации через голову гендиректора "Газпром-Медиа" Альфреда Коха. Тогда бы заседание Московского арбитражного суда по иску "Газпром-Медиа" о переходе в собственность РАО этих самых 19 процентов, намеченное на 3 октября, утратило всякий смысл.

Людям, что управляют ситуацией вокруг активов "Медиа-Моста", такая перспектива явно пришлась не по нутру. Да, инвесторы публично настаивали на том, чтобы никто из будущих акционеров НТВ не располагал контрольным пакетом. Однако ведь и дорога в ад вымощена благими намерениями. Сколько бы представители "консорциума Тернера-Сороса" ни клялись, что раздробят контрольный пакет НТВ между собой и распустят консорциум, в Кремле прекрасно понимали: у "западных друзей" не будет разногласий с Гусинским относительно политики "четвертой кнопки".

Более того, неожиданно для себя "Газпром" столкнулся с давлением со стороны Счетной палаты, пытавшейся помешать намерению Вяхирева. СП, как известно, возглавляет близкий друг гонимого медиа-магната экс-премьер Сергей Степашин. Как поговаривают, Сергею Вадимовичу было до слез обидно за срыв операции по его возвращению в Белый дом, в успех которой он упованно верил. При этом он хорошо помнил, какая телекомпания поддерживала его горячим летом 99-го в тщетной борьбе со "ставленниками Семьи" за собственное политическое выживание. Можно предположить, что все перечисленное подвигло его выступить в двусмысленной роли "секретного оружия "Медиа-Моста".

Чаша терпения Кремля переполнилась. По сведениям осведомленного собеседника Граней.Ру в "Газпроме", первый замруководителя президентской администрации Дмитрий Медведев, возглавляющий совет директоров газовой корпорации, провел со Степашиным несколько нелицеприятных бесед. "Меморандум Бесхмельницына" был проигнорирован топ-менеджментом РАО именно по указанию Медведева, утверждает газпромовец.

Последовавший затем демарш Вяхирева резко осложнил игру верхушки "Медиа-Моста".

За Вяхиревым легко просматривается силуэт зубчатой стены. И, понятно, здоровое нежелание бытующих за нею лиц остаться в дураках в их затянувшейся тяжбе с Гусинским.

Иван Горяев, 22.03.2001