статья Жертвы судейских амбиций

Павел Широв, 14.12.2000

Испанский судья Бальтасар Гарсон очень полюбил давать интервью после того, как возбудил дело против бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета. Дело вызвало настолько большой интерес публики по обе стороны Атлантики, что к судье зачастили журналисты. За многочисленные выступления едва ли не по всем ведущим мировым телеканалам и в других средствах массовой информации, числом большим, чем у всех остальных судей вместе взятых, в Испании Гарсона прозвали "лицом Фемиды". Может быть, желание снова увидеть свое лицо по телевизору и подвигло судью на решение задержать Гусинского.

Формально судья руководствовался совершенно законными мотивами. Имеется запрос российской стороны, имеется господин Гусинский, имеется подозрение, что означенный господин мог совершить у себя на родине какое-то преступление, во всяком случае, за это его разыскивают российские власти. К тому же заключение под стражу еще ничего не означает. Решение о том, выдавать Гусинского России или не выдавать, будет приниматься отдельно, согласно испанским законам. Все условия соблюдены, можно выйти к журналистам и снова оказаться в лучах софитов и славы.

Конечно, собственно решение об аресте Гусинского в ночь на вторник в Сото-Гранде принимал не судья Бальтасар Гарсон, а кто-то другой. Но и простые полицейские - тоже люди. Дело серьезное, пусть CNN или Reuters до простого начальника полиции и не опустится, но местные издания не упустят случая.

Кто знал о существовании прокурора Карлы дель Понте, пока она не возбудила дело против компании Mabetex? О прокуроре Даниэле Дево тоже вряд ли кто-нибудь слышал за пределами Женевы. Но стоило ему засветиться в том же деле, да еще пообещать ордер на арест Павла Бородина, как имя прокурора напечатали все крупнейшие мировые издания, а потом перепечатали и более мелкие. Реклама - двигатель прогресса. Если кто забыл, Карла дель Понте теперь заседает в Международном суде по бывшей Югославии в Гааге со статусом международного чиновника и вытекающими из него привилегиями.

В Испании, как сообщает агентство EFE, высказывается другая точка зрения. Например, предполагают, что между Москвой и Мадридом существует какое-то секретное соглашение о Гусинском. Предполагают, что во время своего визита в Испанию минувшим летом Владимир Путин передал тамошним властям целое досье на Гусинского. Наконец, подчеркивает EFE, преступление, в котором обвиняется Гусинский (мошенничество), в Испании предусматривает наказание, связанное с лишением свободы. Правда, по тамошнему законодательству максимальный срок установлен в шесть лет, а не десять, как в России. Но в любом случае мошенничество - преступление сугубо уголовное, а не политическое. К тому же в прошлом году во время предвыборной кампании в России пресса много писала о недвижимости, приобретенной в Испании различными российскими бизнесменами и политиками, намекая, что приобретена эта недвижимость на "грязные" деньги.

Испанский прокурор не прочь выдать Гусинского России - Lenta.Ru, 14.12.2000

Павел Широв, 14.12.2000