статья Расизм в России

Виктор Липахин, 24.01.2001

Термин "расизм" понимается сейчас шире, чем лет тридцать назад, когда эти термином обозначалось негативное отношение к представителям иных расовых групп. Российское общество - отнюдь не образец толерантности. Многие традиционные расистские стереотипы времен колониальных войн здесь перенесены на представителей вполне "белой", но "другой" национальности. Недаром уроженцев Средней Азии и Кавказа нередко в обиходе презрительно называют "черными". Поэтому если чеченцев заставляют проходить принудительную дактилоскопию и без этой незаконной и унизительной процедуры отказывают в регистрации - то это проявление расизма.

Насколько же расистские предрассудки распространены в российском обществе, и почему? В какой-то мере ответить на этот вопрос можно на основе данных социологических опросов, оговорившись, однако, что последние подобные исследования проводились в 1999 году.

Во-первых, предвзятое и негативное отношение к представителям других национальных групп содержится в ответах большинства респондентов (до 70-75 % опрошенных). Хуже всего россияне относятся к чеченцам и кавказцам вообще, за ними с большим отрывом идут цыгане, китайцы, прибалты. Открыто негативное отношение к чеченцам высказывали 50 % населения. При этом, к сожалению, мы располагаем только данными прошлогодних исследований. После террористических актов в Москве и Волгодонске и начала второй чеченской кампании эта цифра, конечно, еще увеличилась. Нетерпимость к цыганам декларируют 44 % опрошенных, к представителям прибалтийских народов и к выходцам с Дальнего Востока - 20 % и 25 % соответственно.

Относительно высокий уровень ксенофобии подпитывается националистическими чувствами. Лозунг "Россия - для русских" поддерживает в среднем по России 21 % опрошенных, однако по этому вопросу существует большой разброс по регионам, до 30-40 % в наиболее "проблемных". А таковыми являются, помимо южных регионов России, как ни странно, обе столицы. Впрочем, более подробные опросы объясняют эту странность - расизм в Москве и Санкт-Петербурге во многом объясняется (как и на Западе) наплывом мигрантов и экономической конкуренцией. На простом и понятном языке это выражается лаконичным "понаехали тут всякие". Впрочем, достаточно распространены подобные настроения и в целом по стране. 40 % опрошенных россиян считают, что необходимо ввести жесткие ограничения на въезд в Россию лиц "нерусской" национальности, и только 7 % - что Россия должна быть открыта для всех.

Интересно, что несмотря на высокий уровень нетерпимости в обществе, среднестатистический россиянин уверен, что "мы" к "ним" относимся лучше, чем "они" к "нам". По мнению 57 % респондентов, главные черты русского отношения к другим народам - дружелюбие и уважение. С "их" стороны картина в сознании большинства опрошенных обратная: 70 % считает, что "инородцы" относятся к русским предвзято и неприязненно.

К сожалению, социологи фиксируют еще одну очень важную деталь массового сознания в современной России. Это отсутствие устойчивой национальной самоидентификации и отчаянный поиск таковой. Все попытки государства консолидировать массы на основе позитивных идей - патриотизма, "общечеловеческих ценностей" и т.п. - не обрели подлинно массовой базы. Но зато активно идет обретение национальной идентичности "от противного" - на основе негативного отношения к представителям других национальностей. Во многом этому способствовала (и сейчас способствует) чеченская война и сопровождающие ее явления (терроризм и т.п.). Во многом так происходит просто в силу отсутствия позитивной альтернативы ксенофобии как объединяющему фактору.

Наконец, и это самое неприятное в ситуации с расизмом в нашей стране, государственная власть не делает практически ничего, чтобы воспрепятствовать этому процессу. Ведь национальная консолидация "от противного" - удобная вещь в условиях необходимости экстренной политической мобилизации масс. Например, в период выборов.

Нетерпимость в России: старые и новые фобии - Сборник статей. Московский Центр Карнеги, 1999

Фото: "Огонек"

Виктор Липахин, 24.01.2001