новость Французские микрохирурги провели первую операцию в невесомости

29.10.2003

Специалисты в состоянии невесомости. Фото AFP

Группа французских хирургов из Бордо осуществила ряд успешных микрохирургических операций на крысах в самолете, воспроизводящем условия невесомости. По мнению специалистов, это открывает возможность проведения подобных операций во время длительных космических полетов.

В коммюнике указывается, что пациентами послужили 4 крысы, взятые на борт Airbus A300 Zéro G профессором Домиником Мартаном (Dominique Martin) и его коллегами. Аэробус был специально оборудован для имитации невесомости во время ряда полетных циклов при движении по параболической траектории, приблизительно по двадцать секунд каждый. Программа осуществлялась 14, 15 и 16 октября при поддержке национального Центра космических исследований (Centre national des études spatiales - CNES) и Европейского космического агентства (ESA) и подразумевала, как заявили представители научной группы, "очень деликатные микрохирургические вмешательства, касающиеся нервов и кровеносных сосудов". Французские исследователи утверждают, что им удалось наложить "шов на 0,5-миллиметровую артерию, представляющую собой минимальную обнаруживаемую артерию в нормальных условиях".

Это первый опыт такого рода в мировой практике, и он открывает путь к возможности сложных хирургических вмешательств во время долгосрочных космических полетов, при этом возможно даже, что операция над больным астронавтом в космосе будет производиться при помощи робота, управляемого на расстоянии с земли хирургом, подчеркивают французские исследователи.

Параболический полет - это практически единственный метод воспроизведения невесомости на Земле. Во время такого полета пилот самолета Zéro G сначала на высоте около 6000 м поднимает нос самолета и начинает набор высоты до 7600 м. Этот этап полета длится около 20 секунд, и в это время пассажиры самолета испытывают перегрузки в размере 1,8g. Затем пилот уменьшает тягу двигателя почти до нуля и направляет самолет по параболической траектории. На высоте 8500 м самолет достигает максимума параболы и начинается его свободное падение, тяга двигателей при этом компенсирует только сопротивление воздуха. В течение почти 20 секунд в самолете наблюдается невесомость. Затем пилот вновь выравнивает самолет, и все маневры по подготовке к выходу на параболическую траекторию начинаются вновь. И все это повторяется 30 раз в течение всего полета.

Une équipe française tente avec succès la micro-chirurgie en apesanteur - Le Figaro