статья Опасное качание маятника

Виталий Портников, 24.09.2001
На одном из избирательных участков Варшавы 23 сентября 2001 года. Фото AP

На одном из избирательных участков Варшавы 23 сентября 2001 года. Фото AP

В итогах польских выборов есть нечто угрожающее будущему развитию страны. Я имею в виду отнюдь не то, что левые, несмотря на крайне благоприятные для них итоги социологических прогнозов, не набрали необходимого для формирования правительства большинства голосов и вынуждены будут формировать правительство в коалиции с другими партиями. В конце концов, в парламент вошла Польская крестьянская партия, которая уже была коалиционным партнером социал-демократов в недалеком прошлом. Да и вообще в победе левых на выборах нет ничего угрожающего для Польши: их правительства старались скорее подкорректировать, чем всерьез изменить экономическую политику страны. И так как эти корректировки давали исключительно сиюминутный результат, к власти вновь возвращались правые.

Теперь возникает вопрос: а какие правые? В парламент не прошли ни "Солидарность", ни "Союз свободы". Для либералов это был ожидавшийся результат, для "Солидарности" - скорее неожиданный. Но объяснимый с точки зрения происходящих в Польше политических процессов: в обществе давно уже созрело убеждение, что профсоюз - а "Солидарность" как блок создана на базе одноименного легендарного профсоюза - не должен быть одновременно и политической силой.

Уход "Солидарности" с политической сцены был делом времени. И сейчас место и самой "Солидарности", и либералов в парламенте занял совершенно новый блок "Гражданская платформа", который объединил и бывшего кандидата на пост президента Польши Анджея Олеховского, и покинувшего "Солидарность" спикера сейма Мацея Плажиньского, и ряд бывших активистов "Союза свободы", среди которых - популярный мэр Варшавы Павел Пискорский.

Благодаря этому предвыборному маневру представительство праволиберальных сил в сейме сохранено. Но "Гражданская платформа", несмотря на занятое ею второе место и возможные 66 мандатов в сейме (у левых, по последним данным - 217, у крестьян - 41, большинство - это 231 голос) отнюдь не выглядит самой альтернативной парламентской группировкой.

Потому что в новый парламент - и это самый важный итог нынешних выборов, шокировавший многих поляков, - прошли три радикальные организации правого толка. Это правонационалистическая партия "Право и справедливость" (47 мандатов), популистская "Самооборона" (52 мандата) и правоклерикальный "Союз польских семей" (35 мандатов). Нетрудно подсчитать, что у праворадикалов будет 134 мандата в сейме, а главной фигурой этого нового политического фланга становится прославившийся своими хулиганскими выходками и оскорбительными заявлениями лидер "Самообороны" Анджей Леппер, которого в Польше сравнивают то с Жириновским, то с Хайдером...

Таким образом, на этот раз польский маятник качнулся слишком сильно - в сторону маргинализации правого политического лагеря страны, в сторону выбора немалой части избирателей в пользу популистов, националистов и клерикалов. Поэтому уже сегодня ответственным польским политикам и левых, и правых убеждений стоит задуматься: какие же правые будут править Польшей в следующий раз?

"Солидарность" (справка Граней.Ру)
Aнджей Леппер

Виталий Портников, 24.09.2001