статья Воронеж как-то ФСБ послал шпиона

Владимир Монастырский, 27.02.2001
Джон Тобин. Съемки НТВ

Джон Тобин. Съемки НТВ

Гражданин США Джон Эдвард Тобин 26 января был взят воронежской милицией с поличным при попытке приобрести наркотики. Подробности этой истории местное УВД хранит в тайне. Просочилась лишь одна деталь: при задержании американец буйствовал и даже попытался сорвать погон с блюстителя порядка. То есть явно косил под русского аспиранта. Чем, наверное, и навлек на себя подозрение местных контрразведчиков.

Остальное было делом техники: подняли биографию Тобина (благо все данные открыто прописаны в его деле) и быстро установили, что перед поездкой в Россию тот обучался в военном институте переводчиков в Монтерее (Калифорния), где изучал русский язык, а также осваивал профессию следователя-дознавателя в разведшколе в Форт-Хуачука (Аризона). После чего из мелкого хулигана и наркомана американский аспирант был переквалифицирован в агента ЦРУ.

Официального заявления, правда, по этому поводу не прозвучало. Но вряд ли Лубянка стала бы обнародовать эту историю, не будь она уверена, что час Тобина пробил.

Конечно, в ФСБ и сами понимают, что наркоманов и любителей публичных скандалов в среде профессиональных разведчиков, мягко говоря, не держат. С другой стороны - отлично поставленный русский, разведшкола за плечами. А что прокололся на наркоте, так это с неопытными случается. Приехал в Воронеж - вольный город, пьяный воздух свободы сыграл с американцем злую шутку, тот расслабился и... Почему бы нет? Во всяком случае, для немалого числа россиян вполне приемлем такой образ заокеанского резидента - наркоман, пьяница, аморальный тип.

Теперь дело за доказательной базой. Она, если исходить из общедоступной информации, близка к нулю. Это не тот случай, когда человека "разрабатывают", "ведут", выявляя его связи, круг интересов и пр. А потом буквально за руку ловят в момент передачи-получения секретной информации. Так всегда случается в фильмах про разведчиков. Но давно уже Федеральная служба безопасности не предоставляла общественности столь убедительных разоблачений агентов иностранных спецслужб. Поимка Эдмонда Поупа закончилась пшиком. Суд над Игорем Сутягиным, который начался 26 февраля, тoже не сулит лавров Конторе. На резидента молодой ученый явно не тянет. А между тем активность Федерального бюро расследований США обязывает российских коллег к адекватным ударам (таковы извечные правила игры между противостоящими спецслужбами).

По тому, как будет дальше развиваться дело Тобина, можно судить о готовности российских спецслужб "закручивать гайки" на американском направлении. В подручном материале, в сущности, недостатка нет. За последние десять лет, когда расслабление в российско-американских отношениях вызвало приток граждан США в коммерческие, научные, общественные, гуманитарные, экологические, социальные проекты, осуществляемые на территории РФ, ареал охоты ФСБ переполнен "живностью". Куда ни кинь сеть, отовсюду вытянешь барахтающегося иностранца. В стране "грифов" залететь не трудно. А для тех, кого на секретах не поймали, всегда найдется 2,5 г белого порошка, а то и просто две гильзы от автомата Калашникова.

Поимка шпионов - прямая обязанность Контор всего света. Но от того, насколько профессионально, убедительно это делается, зависит международный престиж спецслужбы. Задержание резидента лишь по анкетным данным - работа непыльная. И авторитета Лубянке явно не прибавит.

Владимир Монастырский, 27.02.2001