статья Кто не спрятался - ФСБ не виновата

Виктор Литовкин, 16.01.2001

Больше года сидит в камере следственного изолятора Калужского областного управления ФСБ старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, кандидат наук Игорь Сутягин, которого местные чекисты обвинили ни больше ни меньше как в государственной измене или, другими словами, в шпионаже (ст. 275 УК РФ). А еще точнее - в "передаче иностранным разведывательным службам информации закрытого характера".

Какая это именно "информация", не сообщается. Как именно он ее передавал, тоже. Каким путем мог добыть "закрытые сведения" ученый, который никогда не имел доступа к секретной документации и не держал ее в руках, у которого местные чекисты при всем своем рвении так и не смогли найти ни одной закрытой или секретной бумаги, Калужское УФСБ тоже не объясняет. Но процесс над Сутягиным, начало которого несколько раз переносилось, уже объявлен "закрытым". К участию в нем допускаются только особо проверенные службой безопасности люди - судьи, судебные заседатели, прокуроры и адвокаты и даже охранники обвиняемого.

Пару месяцев назад, когда суд должен был рассматривать просьбу адвокатов Сутягина об изменении ему меры пресечения, Калужское УФСБ не допустило проведения подобного заседания. Его логика выглядела по меньшей мере странно: подсудимого, мол, надо в здании местного Дворца правосудия охранять, а конвойные не имели доступа к сведениям государственного значения. Без конвоя суд над ученым - не суд, а просто посиделки. Выход чекисты нашли простой - держать кандидата наук в тюрьме до тех пор, пока тот не поймет, что лучше согласиться со всем, что ему "вешают" следователи.

Но, может быть, дело не только, мягко скажем, в тех недостойных методах, какими в Калуге пытаются заставить невиновного человека признать свою несуществующую вину. И истинная причина закрытости дела Сутягина вовсе не в "государственных секретах", которых там, по всей видимости, нет, а именно в тех нелепостях, которые областные чекисты пытаются выдать за громкий успех своей работы и которые на самом деле являются свидетельством их абсолютного непрофессионализма и грубых просчетов.

Разоблачения собственного непрофессионализма и боятся калужские чекисты как черт ладана. И это еще более печально, потому что в ФСБ не понимают или не хотят понять: таким образом они выставляют себя и свою работу (и вправду необходимую государству) в карикатурном свете.

Ведь если на мгновение согласиться с утверждением калужских следователей ФСБ, что Игорь Сутягин, "анализируя открытые источники информации, сделал выводы, которые содержат закрытые сведения", то оказывается, что грош цена всем этим "государственным секретам", первым отделам НИИ и КБ, призванным пресекать любую утечку секретов за пределы спехранилищ и закрытых библиотек. И что это за секреты, которые умному человеку легко обнаружить, читая популярные газеты, журналы и книги? А именно такими и только такими изданиями всегда пользовался сотрудник Института США и Канады, работая над своей диссертацией, участвуя в подготовке и издании книги "Стратегическое ядерное оружие России", проводя консультации с коллегами и журналистами.

Кстати, тираж этой книги, которая широко продавалась в магазинах страны, сотрудники ФСБ тоже арестовали. Видимо, для пополнения собственных знаний в тех отраслях, в которых без всяких допусков был и останется настоящим и глубоко уважаемым в научном мире специалистом сам Игорь Сутягин. И только потому, что он авторитетный специалист, с ним, по-видимому, и работали научные учреждения США, Канады, Великобритании.

История с Игорем Сутягиным, да и с другими мнимыми "изменниками Родины", такими, как Александр Никитин и Григорий Пасько, наглядно доказывает: плохи дела с профессионализмом в ФСБ. Не умеют они, а может и не хотят предупреждать утечку секретной информации. Им гораздо проще бороться с теми учеными, журналистами, дипломатами, кто, не скрываясь ни от кого, не используя ни тайнописи, ни кодовой радиосвязи, ни даже сетей Интернета, вступает в открытый и честный диалог с обществом по поводу волнующих людей тем. Всегда легко ловить того, кто ни от кого не прячется.

И чувствуют себя чекисты при этом героями. Правда, ничего странного в этой логике нет. Она, к сожалению, давно известна в нашей стране по той самой унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла.

Но, видимо, в Калужском управлении ФСБ давно не читали классики. Если вообще читали ее и размышляли над написанным. Впрочем, размышлять над текстом, как показывает горький опыт ученого Сутягина, очень опасно. Можно загреметь по 275 ст. УК РФ. Как минимум.

Виктор Литовкин, 16.01.2001