статья Двойка бьет туза

Иван Горяев, 08.01.2002
Съемки НТВ

Съемки НТВ

На рабочую встречу с президентом премьер Михаил Касьянов приехал 3 января. Сразу же после того, как его кабинет покинул генеральный прокурор Владимир Устинов.

Как стало известно Граням.Ру, внимание Генпрокуратуры привлек эпизод совместной деятельности МПС и Минфина, относящийся к периоду 1999-2000 годов. В 1999 году Минфин по инициативе тогдашнего своего главы г-на Касьянова разрешил МПС не вносить часть налоговых платежей (в размере $38 млн) непосредственно в бюджет, а передать эту сумму в распоряжение кипрской оффшорной компании Felirio Trading, которая в случае санкции на взаимозачет получала статус агента Минфина; в обмен на это оффшор обязывался передать Минфину долговые облигации IAN и PRIN (в которые в свое время была переоформлена коммерческая задолженность бывшего СССР) на сумму $25 млн. Документ о взаимозачете не был подписан. Однако, по нашим сведениям, следователи раскопали несколько более удачных комбинаций подобного же рода, хотя и меньшего масштаба: частные подставные компании-однодневки получали статус госагентов, на их счета переводились налоговые платежи МПС и ряда госкомпаний, а правительство их руками на бюджетные деньги скупало собственный внешний долг.

Понятно, что организаторы схемы не оставались внакладе: прибыль от последующей перепродажи купленных с дисконтом долгов "пилилась" между непритязательными железнодорожными налогоплательщиками, налоговым ведомством и прозорливым Минфином. Который, ясное дело, знал, как вскорости будет реструктурирована задолженность России Лондонскому клубу кредиторов и насколько примерно после этого подорожают переоформленные советские обязательства на мировом рынке внешних долгов.

Таким образом, весьма похоже, что из Касьянова буквально выдавили согласие на отставку главы МПС Николая Аксененко, пригрозив ему разобраться с другими подобными взаимозачетами и с его, Касьянова, собственными "внеклассными" упражнениями с российскими внешними долгами.

Отвечая на вопрос Граней.Ру, отчего же Путин решился прибегнуть к столь жесткому способу воздействия на премьера, правительственные чиновники выдвигают две версии.

Версия первая. Касьянов и Аксененко осмелились нарушить некое пакетное соглашение между железнодорожным ведомством и рядом олигархов, заключенное под эгидой кабинета. Соглашение якобы определяло перечень условий, на которых кабинет с подачи олигархов соглашался на частичную реструктуризацию задолженности системы МПС по платежам в федеральный бюджет, местные бюджеты и по социальному налогу общим объемом около 100 млрд рублей. Как известно, соответствующее постановление правительства РФ # 890 было подписано Касьяновым 25 декабря.

С одной стороны, в этой реструктуризации были заинтересованы крупнейшие бизнес-сателлиты МПС, контролируемые "кланом Аксененко". С другой - представители Генпрокуратуры были в состоянии доказать факты умышленной задержки налоговых платежей железных дорог руководством министерства, которое в 2000-2001 годах в личных интересах "крутило" налоговые деньги в ведомственном Транскредитбанке. В обмен правительство и олигархи хотели прежде всего ухода с Новой Басманной "жадины Кондуктора" вместе с ключевыми фигурами его команды.

Говорят, что вопреки настойчивым требованиям вице-премьеров Алексея Кудрина и Ильи Клебанова (возглавляющего комиссию Белого дома по реструктуризации железнодорожной отрасли) Аксененко после 25-го не спешил подавать в отставку. И в этом его поддержали не только Касьянов, но и глава Минэкономразвития Герман Греф - аппаратный конкурент обоих упомянутых вице-премьеров. Те нажаловались президенту. А Путин тогда устами генпрокурора сделал "Кондуктору" и "Мише Два Процента" настоящее сицилийское предложение, которое те не смогли отклонить.

Версия вторая. Еще одним мотивом, побуждавшим "питерско-чекистскую" часть президентского окружения форсировать отставку Аксененко, стала боязнь формирования "единого фронта естественных монополий и правительства", имеющего черты политико-аппаратного альянса.

По словам одного из собеседников "Граней" в аппарате правительства, "увольнение Аксененко - это черная метка Чубайсу, Касьянову и Грефу. Первые двое публично, а третий негласно поддержали Николая Емельяновича на пике прокурорского давления на МПС. Такое не забывается".

Итак, вокруг отставки Аксененко завязалась интрига, затронувшая все внутриправительственные кланы. И Путин пока благоволит к связке "Кудрин-Клебанов", а не к альянсу Касьянова и Грефа.

ИНФОРМБЮРО: Отставка Аксененко - 03-04.01.2001
Судьба правительства (досье Граней.Ру)

Иван Горяев, 08.01.2002