статья Алюминиевые мстят железному

Иван Горяев, 22.10.2001
Николай Аксененко и Герман Греф на заседании правительства 12 апреля 2001 года, где была одобрена программа реструктуризации МПС. Фото с сайта www.mps.ru

Николай Аксененко и Герман Греф на заседании правительства 12 апреля 2001 года, где была одобрена программа реструктуризации МПС. Фото с сайта www.mps.ru

Весьма характерно, что свой отчет о масштабной проверке железнодорожного ведомства в январе-июне 2001 года Счетная палата передала в Генпрокуратуру еще в июле. Тогда на Большой Дмитровке не стали торопиться; допрошен Аксененко лишь три месяца спустя. Это само по себе пренеприятнейший знак.

Материалы Счетной палаты широко растиражированы федеральными СМИ и наиболее полно представлены на "компроматных" сайтах www.promps.ru и www.anews.ru. Вкратце основные обвинения сводятся к трем позициям.
Первая. По прямому указанию главы МПС РФ до половины балансовой прибыли железных дорог переводилась в ведомственный Транскредитбанк на счета 8 или 9 целевых фондов. Самым крупным был фонд инвестиционных проектов общеотраслевого значения (36,6 процента балансовой прибыли). Кроме того, в Транкредитбанке оседали 100 процентов амортизационных отчислений дорог, предназначенных для содержания инфраструктуры отрасли. В истекшем году "амортизационка" достигла 52,8 млрд. рублей.
Вторая. Банк, утверждают аудиторы СП РФ, активно "играл" дармовыми деньгами. Кроме того, значительные средства тратились на сверхбюджетное содержание аппарата МПС (включая покупку квартир для руководства ведомства) и вкладывались в непрофильные проекты. Например, в уставные капиталы ОАО "Транстелеком" и того же Транскредитбанка.
Третья. МПС предоставляло незаконные - до 25 процентов - эксклюзивные тарифные скидки ряду экспедиторских фирм, приближенных к тем или иным персонам из топ-менеджмента Новой Басманной.

Наблюдатели высказывают две версии прокурорской атаки на железнодорожников.

Первая. Допрос 19 октября - "черная метка", посланная главе МПС Кремлем и содержащая предложение добровольно уйти в отставку. Что характерно, уже на следующий день, 20 октября, Аксененко заявил, что в отставку не собирается. Тем не менее утвержденная 19 мая правительством программа реструктуризации МПС по "сценарию Аксененко", возможно, будет реализована без Николая Емельяновича. В этом случае министру должно быть особенно обидно: как уверяют злые языки, в свое время в качестве "отступного" за безболезненное прохождение ведомственного варианта реформы через правительство верхушка МПС будто бы санкционировала включение ряда юрлиц, близких главе Минэкономразвития Герману Грефу, в состав учредителей некоторых привилегированных экспедиторских фирм. Вероятно, Кремль просто не хочет видеть "ненадежного" Аксененко во главе МПС, опасаясь неконтролируемого использования этой гигантской структуры в качестве предвыборной машины. Наоборот, за Стеной твердо намерены поставить во главе этой многополезной машины своего человека.

Вторая. Некоторые наблюдатели, однако, полагают, что за прокурорской атакой на МПС могут стоять топ-менеджеры ОАО "Русский алюминий", давно ведущие информационную и лоббистскую кампанию против Новой Басманной. Аксененко категорически не соглашается снизить транспортные тарифы для "алюминщиков". Те, в свою очередь, требуют прекращения практики перекрестного субсидирования в отрасли, когда издержки и относительная дешевизна пассажирских перевозок компенсируются взвинчиванием тарифов на грузоперевозки.

И еще одна симптоматичная черта. Главным инициатором возбуждения уголовного дела против руководства МПС, по сведениям Граней.Ру, стал первый замгенпрокурора РФ Юрий Бирюков. Он, по всей видимости, оттесняет своего непосредственного начальника Владимира Устинова от принятия ключевых решений. Приведенный в Генпрокуратуру Устиновым, Бирюков, как утверждают источники Граней.Ру на Большой Дмитровке, с некоторых пор начал действовать самостоятельно, наладив собственные "выходы" на президентскую администрацию и особенно на ее "чекистское" крыло. Сам Устинов, как стало известно Граням.Ру, решительно не в восторге от самостоятельности своего первого заместителя.

Иван Горяев, 22.10.2001