статья "Триумф" пролетает мимо денег

Александр Плотников, 29.01.2002

В минувшую субботу подведены промежуточные итоги российско-американского соперничества в деле создания мобильных комплексов ПРО. Ракета-перехватчик, запущенная с корабля ВМС США, сбила на высоте 250 км над Тихим океаном учебную боеголовку МБР "Минитмен".

Это седьмое по счету испытание в рамках работ по созданию национальной системы противоракетной обороны. Но только сейчас Соединенные Штаты действительно нарушили Договор по ПРО 1972 года, запрещающий испытания стратегических противоракет морского базирования. Ранее воздушные мишени атаковались с подземных шахтных пусковых установок. Формально эти пуски не нарушали Договор по ПРО. И хотя о выходе из него Джордж Буш уже объявил, официально документ действует до мая нынешнего года.

Но вряд ли российский МИД разразится нотой протеста в связи с громом в безоблачном небе над Гавайскими островами. Москву сейчас беспокоит совершенно другое: субботний перехват мишени-МБР наглядно показывает, что Америка практически догнала Россию в формировании технологической базы зенитных систем повышенной дальности, способных результативно бороться с целями в ближнем космосе.

До недавнего времени считалось, что разработка российских конструкторов ЗРС С-400 "Триумф" еще долго не будет иметь достойных конкурентов. Именно "Триумф" имел в виду Владимир Путин, когда в 2000 году предложил европейцам начать формировать совместную ПРО с использованием мобильных комплексов.

Испытания показали, что дальность действия нестратегической С-400 со штатной ракетой достигает 400 км. У этой ЗРС есть еще одна важная особенность: для стрельбы она может использовать любые зенитные ракеты, производимые или ранее производившиеся в России (С-300, С-200 и т.д.). Согласно закрытому постановлению правительства, подписанному еще в период премьерства нынешнего президента, серийное производство "Триумфа" предполагалось начать в 2002 году. Но этого не произойдет по известной российской причине - скудости бюджета. Штатная ракета системы С-400, именуемая 48Н6Е, до сих пор не прошла государственных испытаний. В Главкомате ВВС нам сообщили, что итоги ее научной эксплуатации станут ясны не ранее первой половины 2004 года. Выпуск ракет 48Н6Е, предназначенных для испытаний, профинансирован только на 15 процентов, уточнил источник Граней.Ру.

Следует заметить, что основная документация по "Триумфу" была утверждена еще в советское время. Но специалисты конструкторского бюро "Факел" точно определили перспективу развития зенитного ракетного оружия - борьба силами ПВО со средствами нападения в воздушно-космической среде. Теперь же, как считает высокопоставленный источник в Главкомате ВВС, американцы, прежде значительно отстававшие в этой области, фактически подошли к созданию мобильного комплекса, не уступающего С-400.

Известно, что прикрытие воздушных границ России осуществляется только на 25-30 процентов. Между тем полк двухдивизионного состава, оснащенный ЗРС "Триумф", по своим боевым возможностям вдвое превосходит полк из трех дивизионов С-300. Аналитики Главного штаба ВВС полагают, что даже если войска будут оснащены новой системой всего на две трети, уже 60 процентов территории страны получит страховку от ударов с воздуха и из космоса.

В "Государственной программе вооружений до 2010 года", подписанной Владимиром Путиным не далее как 20 января, как раз и заложены такие показатели. Но генералы авиационного главка, которому подчиняются зенитные части, не разделяют бумажного оптимизма, закрепленного президентской подписью. "Триумфальная" помарка, закравшаяся в план отечественного перевооружения, может оказаться роковой для будущего российских систем ПВО и ПРО.

Понятно, точное число "Триумфов", необходимых для переоснащения нашей ПВО, составляет гостайну. Но чтобы понять масштаб необходимой замены, можно обратиться к опыту последнего десятилетия существования советской армии. Когда проходил переход войск ПВО на С-300, головному разработчику ЦКБ "Алмаз" приходилось выпускать по 30-35 комплексов в год. А вот в последние семь лет армия не получила ни одного. Российский ВПК вел производство зенитных ракетных систем только на экспорт.

В сентябре 2001 года Ярославский военный институт впервые набрал курсантов, которым предстоит осваивать программу по С-400. Но не исключено, что, отучившись пять лет и получив лейтенантские звания, нынешние первокурсники так и не увидят С-400 в своих боевых полках.

Александр Плотников, 29.01.2002