статья У них ракеты не той системы

Кирилл Шестов, 10.03.2001
Лейтенант Виталий Сахнов из Белгорода с американскими офицерами в Косово. Фото AP

Лейтенант Виталий Сахнов из Белгорода с американскими офицерами в Косово. Фото AP

Военные контакты России в первый месяц весны подернулись ледком. Если без метафор - они попросту не значатся в планах министра обороны России. Разве что с делегацией военачальников из Венесуэлы. Да и в феврале Игорь Сергеев не отличался большой общительностью с коллегами из-за рубежа. Он даже не был включен в делегацию, столь активно потрудившуюся вместе с президентом на ниве военно-технического сотрудничества в Южной Корее и во Вьетнаме. По всем признакам, маршала мягко готовят к отставке. Но и само военное ведомство также замерло как бы на перепутье: идти ли и дальше дорогой формальных контактов с НАТО и США, ограничиваясь декларациями о полезности тесного сотрудничества, или повернуть в сторону практического братания, вплоть до зримых шагов по подготовке к вступлению в альянс. Минобороны, понятно, ждет соответствующего сигнала из Кремля.

А пока из бумаг, определяющих ближайшее будущее военных контактов с американскими коллегами, на руках Минобороны (вернее, Генштаба) одна лишь скромная, в три листочка, программа на 2001 год, подписанная начальником Генштаба ВС РФ Анатолием Квашниным и председателем Объединенного комитета начальником штабов вооруженных сил США Генри Шелтоном.

По сравнению с последними двумя годами прогресс налицо - предполагается не только беседовать, но и совместно бряцать оружием. Например, на первый квартал запланировано участие российских наблюдателей в учении "Северный край-01" (Аляска). Это не совсем совместные маневры, но все-таки. Гибель "Курска" активизировала контакты поисково-спасательных служб (ПСС). Летом предполагается провести трехсторонние (Россия-США-Канада) учения ПСС "Арктик Сарекс-01", а ближе к осени - силами авиации в штате Невада "Спасение в пустыне-IX". Реанимируется и российское участие в "Балтопсе". И "гвоздь сезона" - совместные командно-штабные учения по противоракетной обороне (октябрь, США). Видимо, как первый практический шаг в ответ на предложение Штатов строить противоракетный зонтик один на двоих.

Безусловно, по сравнению с ледниковым периодом после Югославии планы российско-американских военных контактов на 2001 год - просто настоящая оттепель. Однако в самом Минобороны отношение к этой бумаге скептическое. "Практика показывает, - пояснил Граням.Ру один из офицеров МО РФ, - что даже весьма скромные мероприятия, утвержденные высокими подписями, остаются на бумаге. И, как правило, по нашей вине - то у нас нет денег, чтобы оплатить свое участие в учениях, то не хватает средств на оплату заграничного визита. Хотя в последнем случае мы получаем полноценные суточные, 56 долларов, от американского военного ведомства - американским же гостям МО РФ суточные не платит. И нередко экономические отговорки - лишь повод не принять участие в мероприятии, так или иначе не устраивающем Минобороны".

Взаимное недоверие, столь быстро проросшее сквозь обломки холодной войны, сегодня определяет не бумажный, а реальный градус отношений в военной сфере между США и Россией. Новое руководство обеих стран явно придает особое значение силовому фактору при достижении политических целей. И сегодня, не решив основной проблемы - что будет с договоренностями по ПРО и стратегическим вооружениям, - говорить о каких-то военных взаимообменах, учениях, укреплении мер доверия несерьезно.

Соответственно формируется и атмосфера в военных ведомствах двух стран - ее никак нельзя назвать благоприятной для возобновления контактов. Достаточно послушать, что говорят военачальники с берегов Потомака и с Арбатской площади, чтобы оставить напрасные надежды. В Минобороны РФ сегодня не сыщешь генерала, который бы позволил себе вслух высказаться за укрепление доверительных отношений с США. Хотя с больших трибун военачальники могут толкать целые доклады о том, что нет альтернативы партнерству с США и НАТО. И чем чаще Владимир Путин говорит о возможности, пусть даже в очень дальней перспективе, вступления РФ в НАТО, тем жестче позиция военного ведомства. Здесь дружбы с Пентагоном явно не ищут.

Недолгий период партнерства армий двух держав закончился. Еще будут какие-то обмены делегациями, будут рукопожатия и улыбки для телекамер, и генералы и политики еще какое-то время будут выражать глубокую заинтересованность в добрых отношениях, но масло, на котором фатальнейшим образом поскользнется американо-российское партнерство, уже пролито. Не хочется каркать, но впереди армейцев США и России ждет суровое испытание противостоянием. Насколько оно долгим будет и драматичным, трудно судить. Но один только выход России из договора СНВ-2, о чем упомянул недавно российский президент, означал бы восстановление дуэльной ситуации с нервным ожиданием первого выстрела. Пока нет никаких предпосылок для оптимистичных выводов. Разве что кроме упомянутой выше Программы контактов, которую так и хочется украсить виньетками с голубями.

Программа контактов между Вооруженными Силами РФ и США на 2001 год
Противоракетная оборона (досье Граней.Ру)
Россия и США (досье Граней.Ру)
Военные инциденты (досье Граней.Ру)

Кирилл Шестов, 10.03.2001