статья Силовое бессилие

Иван Горяев, 20.08.2002

Как дается понять в ряде федеральных СМИ, генпрокурор РФ Владимир Устинов в чем не надо - перестарался, а в чем надо - отстал. Провел дела против Гусинского, Березовского, Аксененко, окружения Рема Вяхирева, Живило, Быкова. Поспособствовал переходу отобранных у перечисленных лиц активов и финансовых потоков в "правильные" руки. Спасибо, человеческое спасибо. Политпроцессы окончены. Мавр сделал свое дело. Но он мог бы и не уходить, когда бы преуспел в расследовании еще и старых дел, что который год веригами висят на апоплексической вые Большой Дмитровки. Между тем ни по "делу Листьева", ни по "делу Меня", ни по "делу Холодова", ни по делу о взрыве на Котляковском кладбище продвижения нет как нет.

Все это теперь припоминают генпрокурору его враги, среди которых бывший покровитель Устинова, глава президентской администрации Александр Волошин (кто в ноябре прошлого года сказал: "Объем вопросов к Волошину настолько велик, что перерастает в огромную следственную машину"?) и "новые либералы" в Кремле вроде замруководителя администрации Дмитрия Козака (который сам некогда рассчитывал стать генпрокурором). За ними - целые косяки "семейных" и "питерских" недоброжелателей.

Любопытный феномен: "семейный" генпрокурор в считанные месяцы прошлого года "перепозиционировался", стал "питерским" если не по рождению, то по духу. И помогло это ему? Нет, не помогло. Только и разговор, что о его отставке. Вот и главные кремлевские "ястребы" - заместители руководителя администрации Виктор Иванов и Игорь Сечин, как пишут "качественные" газеты, легко забыли все прежние заслуги Владимира Васильевича на ниве борьбы с "семейными" министрами и олигархами и не спешат протянуть ему руку помощи.

Говорят, что не в фаворе у президента Владимира Путина и министр внутренних дел Борис Грызлов. По словам осведомленного собеседника Граней.Ру в кремлевской администрации, "ВВП сильно обиделся на Грызлова за две вещи: после погрома на Тверской 9 июня министр не сумел добиться снятия главы ГУВД Москвы Владимира Пронина, а во время борьбы "Сибнефти" с Межпромбанком за "Славнефть" не мешал своему заместителю Николая Бобровскому играть на стороне "Сибнефти".

В Кремле не торопятся опровергать проливающиеся в деловые СМИ слухи о скорой отставке генерального прокурора и министра внутренних дел. С гораздо большим удовольствием здесь комментируют новые аппаратные сплетни о грядущих кадровых назначениях на Большой Дмитровке и Житной.

За Стеной не исключают, что, сняв Устинова, глава государства пришлет на утверждение в Совет Федерации кандидатуру Виктора Черкесова, нынешнего президентского полпреда в Северо-Западном ФО. На его место Путин может назначить Бориса Грызлова.

Грызлов, став президентским наместником в "родном" федеральном округе Путина, должен будет с этой позиции обеспечить провал на декабрьских выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга сторонников действующего губернатора Владимира Яковлева. Последний, к вящему неудовольствию "питерского" крыла администрации и правительства, вознамерился баллотироваться в марте 2004-го на третий срок. И даже попытался заручиться на этот предмет поддержкой "старой гвардии" в Кремле. Многие в ближайшем окружении президента Путина отчего-то полагают, что политик Грызлов справится с задачей "остановить Яковлева" лучше, нежели жесткий силовик-администратор Черкесов.

На вопрос, кто в случае отставки Грызлова займет пост министра внутренних дел, пока нет однозначного ответа. Среди кандидатов фигурируют несколько человек.

Это новый первый заместитель главы МВД Рашид Нургалиев, ранее в ранге замдиректора ФСБ негласно отвечавший за "зачистку" ряда госкомпаний, в том числе и "Газпрома". Близкий Путину генерал Нургалиев заместил опального Бобровского, экстренно возвращенного в кремлевскую администрацию. Нургалиев известен как жесткий администратор, но, понятно, никогда прежде не работал в МВД. Трудно представить, как "чекист" в ранге министра сработается с "серым" генералитетом.

Это первый замминистра Владимир Васильев, "коренной мент", сильно, впрочем, перессорившийся при Грызлове с влиятельными выходцами из ФСБ в центральном аппарате "серого" ведомства. Они, как нетрудно предположить, первыми и выскажутся против его кандидатуры.

Это, наконец, замгенпрокурора Владимир Колесников, при министрах Викторе Ерине, Анатолии Куликове и Сергее Степашине служивший первым заместителем главы ведомства. В ранге советника генпрокурора Владимир Ильич прослыл на Большой Дмитровке доверенным лицом "кремлевских чекистов". Был мотором затеянной Большой Дмитровкой "антиолигархической" кампании. Генпрокурор Устинов не любит своего советника, предполагая в нем аппаратного конкурента. Владимир Васильевич долго мариновал "победителя Чикатило" на посту советника, пока в апреле текущего года, по настоятельной рекомендации Кремля, не подписал представление в администрацию на утверждение Колесникова своим заместителем. Колесников вряд ли будет, подобно Грызлову и "людям ФСБ", отторгнут "серой корпорацией". К тому же он пользуется доверием новой кремлевской команды ("враг Рушайло" и пр.) Но очень уж это самостоятельный человек.

У всех кандидатов есть зримые минусы. А потому, резюмируют собеседники Граней.Ру в кремлевской администрации, вполне возможно, что Путин, решив менять министра, возьмет да и достанет из кармана очередную "черную лошадку".

Иван Горяев, 20.08.2002