Также: Политика, Мир | Персоны: Наталья Хмелик

статья Торговцы оружием потирают руки

Наталья Хмелик, 11.03.2001
Фото НТВ.Ру

Фото НТВ.Ру

Для Ирана российские вооружения очень важны. Хотя объем продаж нашего оружия в эту страну невозможно сравнить с поставками в Китай или Индию, компании, занимающиеся оружейным экспортом, - сначала "Росвооружение" и "Промэкспорт", теперь "Рособоронэкспорт" - называют Иран нашим важным стратегическим партнером. И неудивительно. Совсем недавно иранский посол Мехди Сафари пообещал, что в недалеком будущем у нас купят оружия на 7 млрд долларов. В масштабах российского бюджета сумма немалая. "Рособоронэкспорт" надеется на заключение новых контрактов уже в нынешнем году и с извечной страстью делить шкуру неубитого медведя заявляет, что военно-техническое сотрудничество с Ираном будет ежегодно приносить России до 300 млн долларов.

В 90-е годы Россия продала Ирану 120 танков Т-72. Еще 100 таких же танков российского производства иранцы купили в Польше. О покупке новых танков пока не речи нет, но проблема с запчастями к уже имеющимся стоит довольно остро. На вооружении иранской армии состоит 30 истребителей Су-24 и 35 истребителей МиГ-29. Поддерживать эти самолеты в рабочем состоянии без российской помощи непросто. Правда, Иран, вслед за Индией и Китаем, надеется рано или поздно наладить лицензионное производство этой продукции. Пойдет ли речь о лицензиях во время нынешних переговоров Хатами с Путиным, пока неясно.

Сейчас для Ирана самое приоритетное направление - флот. Во время войны с Ираком в 1980-х годах. Иран потерял почти все свои корабли. Строительство серии ракетных эсминцев началось только в 2000 году. По заявлениям чиновников иранского Министерства обороны, ракетные установки на этих кораблях будут на 90 % произведены собственными силами страны. Но ракеты к этим установкам очень нужны. Особый интерес иранцы проявляют к сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракете 3М-80Е "Москит". Ее производит компания "Прогресс" в дальневосточном Арсеньеве. Продажа этих ракет Ирану создаст очередные проблемы в российско-американских отношениях. Это уже было, когда "Москиты" продали Китаю. Американцы тогда выразили серьезную озабоченность угрозой, которую представляют вооруженные этими ракетами корабли для Тайваня. Иранские эсминцы с "Москитами" на борту - это не подарок ни для Израиля, ни для американских кораблей в районе Персидского залива.

Секретное приложение к меморандуму Гора-Черномырдина В связи с визитом Хатами есть смысл вспомнить о скандале, который разгорелся в США прошлой осенью. Тогда выяснилось, что в 1995 году, во время очередной встречи вице-президента США Гора с российским премьером Черномырдиным, Россия дала обязательство прекратить поставки оружия в Иран. Однако Черномырдин сумел объяснить Гору, что для нашей страны очень важно выполнить уже заключенные контракты, предусматривающие окончание поставок дизельных подлодок класса Kilo, торпед и бронетранспортеров в 1999 году. Проблема заключалась в том, что в Америке уже действовал закон, требующий введения экономических санкций, против стран, которые продают высокотехнологичное оружие нескольким государствам, включая Иран. По просьбе Черномырдина Гор даже согласился не рассказывать американским конгрессменам о подписанном документе, хотя по закону обязан был это сделать. Была и еще одна загвоздка: Россия намеревалась поставлять в Иран ядерное топливо. Но Черномырдин заверил Гора, что сотрудничество России с Ираном в ядерной области будет исключительно мирным.

Попутно всплыл еще один сюжет. В газетах - сначала американских, а потом и российских - появились сообщения о контрактах на поставку в Иран лазерных технологий. Журналисты связались с поставщиком, Научно-технологическим центром микротехнологий петербургского НИИ имени Д.В. Ефремова. Директор центра Борис Яценко подтвердил: контракт существует. Но тут же добавил - оборудование, которое поставляется из Питера, можно использовать только в мирных целях. Его мощность не превышает 40 ватт, а именно такой предел установлен американскими законами, разграничивающими "опасный" и "безопасный" экспорт. Тем не менее американский президент Билл Клинтон, встретившись с Путиным, попытался отговорить его от этой затеи, и российский президент даже пообещал заморозить контракт, но г-н Яценко просто и ясно объяснил всем интересующимся, что президент ему не указ. Экспорт оборудования такой мощности не требует разрешения государства.

Маршал Сергеев и президент Хатами на переговорах в Тегеране. Конец декабря 2000 года. Фото НТВ.Ру Вдохновленный примером директора научно-технологического центра, российский МИД тоже дал американцам достойный ответ. Он свелся к следующему: поскольку вы нарушили конфиденциальность договоренностей 1995 года, мы считаем себя вправе больше на вас не оглядываться. Руки у нас развязаны, и торговать с Ираном мы будем так, как нам нравится.

Интерес к лазерным технологиям пробудился в Иране после того, как в июне 2000 года в Америке успешно прошли испытания построенной для Израиля лазерной пушки THEL. Это уникальное оружие, созданное компанией TRW, с помощью радиолокатора обнаруживает ракеты ближнего радиуса действия и в доли секунды уничтожает их лазерным лучом. Конечно, можно объяснить иранский интерес простой любознательностью и желанием все время создавать что-то новое, но в такие совпадения по времени верится с трудом.

Из-за острова на стрежень (справка Граней.Ру)

Наталья Хмелик, 11.03.2001