статья Принципиальный перебежчик

Владимир Абаринов, 25.05.2001
Джеффордс объявляет о своем решении. Фото AP

Джеффордс объявляет о своем решении. Фото AP

Sic transit gloria mundi. Еще пару дней назад республиканцы в Конгрессе пребывали в роли хозяев положения, снисходительно взирая на лидера демократической фракции в Сенате Тома Дэшла как на борца с ветряными мельницами. Со времен Эйзенхауэра, с 1953 года, не было случая, чтобы партия, выигравшая президентские выборы, контролировала и обе палаты Конгресса. Легко понять эйфорию, охватившую Великую старую партию. Партайгеноссен поначалу произносили пышные словеса о том, что пора забыть межпартийные распри и сообща врачевать раны, нанесенные стране небывалым противостоянием, но вскоре закусили удила и позабыли про бонтон. Невзирая на отчаянное сопротивление демократов, Белый дом и республиканское большинство обеих палат приступили к пунктуальной реализации предвыборных обещаний Буша. Они не учли, что за эти обещания проголосовала лишь половина Америки.

Первый серьезный звонок прозвенел в апреле, когда палаты утверждали налоговый план президента. В Палате представителей план прошел легко, а Сенат урезал его на четверть. При этом один демократ, Зелл Миллер, голосовал за план, а один республиканец - против. Между тем большинство в верхней палате республиканцам обеспечивал вице-президент Дик Чейни, который по Конституции председательствует в Сенате и при голосовании вничью подает свой голос. При отсутствии фракционной дисциплины равновесие оказалось шатким - умеренные республиканцы то и дело не подчинялись линии партии. Однако же и в рядах демократов были свои умеренные, благодаря которым удавалось, как в случае с налоговым планом, удержать баланс.

Отныне все будет иначе. Сенатор от Вермонта Джим Джеффордс объявил в четверг о своем выходе из Республиканской партии. Слухи о намерении Джеффордса появились во вторник. Вечером сенатор был приглашен в Белый дом. О чем говорили с ним Буш и Чейни, пресс-служба администрации отказывается рассказать, ссылаясь на то, что беседа носила приватный характер, хотя и проходила в Овальном кабинете. Однако нашелся очевидец, поведавший агентству Reuters на условиях анонимности: президент спросил сенатора, может ли Белый дом сделать что-либо, чтобы удержать его от рокового шага, а сенатор ответил "нет".

В среду Джеффордс отменил назначенную пресс-конференцию, заявив, что хочет, чтобы о его решении первыми услышали избиратели Вермонта, куда он и направляется в ближайшие часы. Получив передышку, лидер республиканцев в Сенате Трент Лотт принялся уговаривать перебежчика, обещая ему, как утверждают источники, председательское кресло в любом комитете. Но Джеффордс остался тверд. Не менее тверд оказался и Зелл Миллер, с которым затеяли переговоры республиканцы, склоняя его к смене флага.

В четверг утром рухнула последняя призрачная надежда республиканцев. Джим Джеффордс выступил с официальным заявлением о своем выходе из партии. Он сказал, что делает это для того, чтобы наилучшим образом представлять интересы штата Вермонт и следовать убеждениям и принципам, которых он придерживался всю жизнь. Джеффордс не переходит в стан демократов. Он будет независимым сенатором.

Но республиканцам от этого не легче. Из большинства они превращаются в меньшинство. Том Дэшл победил ветряную мельницу. Теперь он назначит своих однопартийцев председателями ключевых комитетов Сената. Это означает, что отныне законодательную программу верхней палаты будут определять демократы. Переход контроля над Сенатом сильно осложнит Бушу утверждение уже назначенных им чиновников и судей. Республиканцы, по словам источников, расценивают случившееся как "катастрофу".

Ни у кого в Вашингтоне не поворачивается язык назвать Джеффордса ренегатом. Сенатор известен своими принципиальностью, независимостью и чувством собственного достоинства. "Джима Джеффордса невозможно запугать, подкупить или подольститься к нему. Точка. Аминь", - сказал по этому поводу вермонтский политолог Гаррисон Нельсон.

На последних выборах Джордж Буш собрал в Вермонте 42 процента голосов. Джим Джеффордс - 65. В штате 25 процентов избирателей зарегистрированы как демократы и 20 - как республиканцы. Все остальные - независимые.

У сенатора Джеффордса приятный баритон. Он хорошо спелся со своими однопартийцами Трентом Лоттом, Ларри Крейгом и Джоном Эшкрофтом в квартете "Поющие сенаторы". Но в политике они пользовались разными камертонами.

US Senate
Republican National Committee
Democratic National Committee

Владимир Абаринов, 25.05.2001