статья Мировая элита упорядочивается

Виталий Портников, 20.07.2001
Сильвио Берлускони и Джордж Буш в Генуе 20 июля 2001 года. Фото Reuters

Сильвио Берлускони и Джордж Буш в Генуе 20 июля 2001 года. Фото Reuters

Из-за шумных акций антиглобалистов, которые сопровождают теперь любое мало-мальски значимое событие, связанное со встречами руководителей развитых стран мира, сборищами предпринимательских и политических элит и прочими подобными мероприятиями, журналисты стали воспринимать вполне серьезные "саммиты" как захватывающее телевизионное шоу: очень уж хочется увидеть, как из международных "сливок" будут делать сметану! И тем не менее основные события разворачиваются за кордонами полицейских, охраняющих мировых лидеров от демонстрантов.

Вот и теперь в Генуе мы будем наблюдать не столько шоу, сколько вполне будничное упорядочивание мировой элиты. Клуб руководителей, действительно решающих, каким будет политика и экономика ХХI века, значительно обновился. И обновился принципиально: в Генуе присутствуют новый президент Соединенных Штатов, новые премьеры Италии и Японии. А для Владимира Путина, уже присутствовавшего на Окинаве, это вторая встреча.

Конечно, еще до нынешней генуэзской конференции президент Буш провел целый ряд принципиальных встреч со своими коллегами из стран Европы и Японии, встретился с Владимиром Путиным. Так что знакомства для него в Генуе не предусмотрены. Новым для американского президента будет лишь сам формат "восьмерки" - по сути закрытого элитарного клуба на высшем уровне, члены которого способны не только принимать принципиальные решения, но и содействовать их воплощению в жизнь. Ведь именно они сегодня распоряжаются мировыми деньгами...

Предшественнику Буша Биллу Клинтону удалось за короткое время стать неформальным лидером "семерки", вскоре преобразованной в "восьмерку", - причем благодаря не только исключительному геополитическому весу единственной сверхдержавы, но и собственным личным качествам и известному умению становиться третейским судьей между нередко не находящими согласия партнерами по клубу лидеров. Удастся ли занять подобное положение Джорджу Бушу-младшему или в Генуе произойдет исключительно его знакомство с принципами принятия решений "восьмеркой"?

То же касается и Владимира Путина. Конечно, его предшественник занимал в "восьмерке" совсем другое место. Россия вообще участвует в заседаниях клуба весьма символически, так как в основной части повестки дня, посвященной финансовым и экономическим вопросам - той самой "глобализации", - ее лидерам попросту нечего сказать, а следовательно, они в этой дискуссии и не участвуют. И все же Ельцин был весьма уважаем в этом элитарном клубе. Более того, можно с уверенностью полагать, что только благодаря его личному политическому весу Россию и стала восьмой - пригласили именно Ельцина, а не, например, коммуниста Цзян Цзэминя, чья страна развивается куда более быстрыми темпами, чем Россия, но все еще остается заложницей компартии.

Путину место в "восьмерке" досталось, как и все остальное, в наследство от предшественника. Как и для Ельцина, для Путина многосторонние встречи имеют чисто символическое значение, главное - двусторонние контакты. Наблюдатели ожидают конкретики от новой встречи Путина и Буша, от знакомства Путина и нового японского премьера Дзюнъитиро Коидзуми, от продолжения общения с Шредером и Блэром.

Но какими бы ни были результаты этих встреч, исключительно от личных качеств российского президента зависит, каким будет статус России в "восьмерке", сможет ее президент действительно влиять на принятие решений или будет приглашаться к ужину из вежливости и благородства богатых... Путину придется убедиться, что этот ужин - это отнюдь не посиделки с Блэром и Шредером один на один, что Запад предпочитает общее меню, согласованное и выверенное, и крайне раздраженно реагирует на тех "поваров острых блюд", кто норовит притащить свой кетчуп к общему столу.

Клуб семи плюс Россия (справка Граней.Ру)
История саммитов G8 (справка Граней.Ру)

Внешний долг (досье Граней.Ру)
Россия и США (досье Граней.Ру)
Россия и Япония (досье Граней.Ру)

Виталий Портников, 20.07.2001