Также: Мир, Политика | Персоны: Федор Лукьянов

статья Давить так давить

Федор Лукьянов, 03.06.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Мировые лидеры извлекли уроки из ситуации с Ираком и не хотят повторять ошибок, которые привели к расколу в Совете Безопасности ООН, НАТО и ЕС. Заявление эвианского саммита по Ирану свидетельствует о том, что руководители крупнейших ведущих стран мира полны решимости не допустить односторонней акции Вашингтона против Тегерана. Сделать же это можно только одним способом – оказать на иранский режим максимальное давление и принудить его к уступкам, прежде чем у Америки кончится терпение и она приступит к решению вопроса уже отработанным "иракским" методом.

Американцы не раз говорили о том, что к войне против Саддама Хусейна привели несогласованные действия великих держав – если бы России и Франция не обнадеживали багдадского диктатора перспективой конфликта между постоянными членами Совбеза, он давно бы пошел на попятную. Это было, кстати, одной из причин того, почему действия Парижа и Москвы вызвали такое раздражение в Белом доме. То, что Россия и "старая Европа" рассматривали как "защиту принципов международного права", американцы однозначно воспринимали как игру на стороне Саддама. Может быть и не сознательную, но от этого, на взгляд Америки, не менее вредную. Так, в поведении французов янки особенно взбесило даже не намерение наложить вето на резолюцию, а поездка министра иностранных дел Доминика де Вильпена по странам Африки, входящим в Совет безопасности ООН, в ходе которой он убеждал местных руководителей не поддерживать США и обещал за это экономическую помощь. Такие союзники нам не нужны, решили американцы, махнули рукой на ООН и решили вопрос сами. Что важно – решили успешно, поставив противников войны в совсем уж конфузное положение.

Европейские пацифисты сделали правильный вывод: противостоять США практически бесполезно. Добиться полного бойкота американских действий со стороны Европы не получится, у Америки в Старом Свете хватает верных союзников. А частичное противодействие, даже если его организуют такие гранды, как Франция, Германия и Россия, результата не дает, Америка сильна настолько, что способна действовать даже в одиночку.

К процессу, которому невозможно противостоять, лучше присоединиться. Совершенно очевидно, что США всерьез намерены решить вопрос со странами "оси зла" -- если не удастся дипломатическими средствами, тогда военными. Причем в случае с Ираном это "решение вопроса" может случиться довольно скоро. Имея иракский плацдарм и лояльные режимы в Закавказье (Азербайджан и Грузия), режим мулл легко взять в кольцо. За поводом дело не станет: тот факт, что Иран ведет работу над ядерной и ракетной программами не оспаривается практически никем. Разночтения есть по вопросу о том, как далеко Тегеран продвинулся по этому пути. Однако вмешательство можно оправдать и тем, что программа находится на ранней стадии (пресечь, пока еще опасность невелика), и тем, что Иран уже близок к успеху (срочно остановить, пока не поздно).

В появлении на карте мира еще одного ядерного государства, тем более исламского, не заинтересован никто, и Россию, соседку Ирана, такая перспектива должна волновать даже больше остальных.

Если судить по заявлениям последних дней, Россия пока заняла оптимальную позицию. Президент продемонстрировал, что его беспокоит "недобросовестная конкуренция" против российских экономических интересов под предлогом борьбы за нераспространение. Но при этом присоединился к жестким требованиям США и других западных стран полностью открыть Иран для проверок МАГАТЭ. Если Тегерану действительно нечего скрывать, то такие проверки в его же интересах. Если МАГАТЭ докажет несостоятельность подозрений, вести бизнес в Иране станет существенно проще. Если же военная ядерная программа имеет место, то прекращение ее важнее, чем бизнес-интересы российских или каких-то иных компаний.

Отказ Ирана от сотрудничества развяжет руки Америке, но и для остальных стран это станет основанием для того, чтобы не противится военной акции. Сегодняшний иранский режим – это не оголтелые исламские фанатики-революционеры 25-летней давности, это скорее крайние консерваторы, а консерваторам обычно присущи чувство самосохранения и прагматизм. Жертвовать собой во имя битвы с "большим Сатаной" аятоллы едва ли захотят (в этом, кстати, отличие иранской ситуации от северокорейской, руководство КНДР, если его загонят в угол, способно пойти ва-банк и громко хлопнуть дверью).

Если путем скоординированных действий "восьмерке" удастся принудить Тегеран к уступкам и предотвратить военный сценарий, это будет серьезной заявкой на то, чтобы сделать этот неформальный орган регулятором нового миропорядка. В противном случае Америка убедится в необходимости решительных односторонних действий, а остальным придется приспосабливаться к последствиям нового кризиса во взрывоопасном регионе.

Федор Лукьянов, 03.06.2003


новость Новости по теме