статья Разногласия по вопросу жизни и смерти

Владимир Абаринов, 26.06.2003
C сайта www.yahoo.com

C сайта www.yahoo.com

Завершая официальную часть переговоров с председателем Европейской комиссии Романо Проди и премьер-министром председательствующей в ЕС Греции Костасом Симитисом, президент Буш пригласил их на обед следующей фразой: "Ну а теперь давайте отведаем генетически модифицированной еды". Рассказавший репортерам этот анекдот пресс-секретарь Белого дома Ари Фляйшер сообщил, что в ответ на шутку президента все дружно рассмеялись. Журналисты тотчас ухватили Фляйшера за язык и потребовали ответить, имелись ли в меню генетически модифицированные продукты. Но пресс-секретарь от ответа уклонился.

Добродушие Джорджа Буша никоим образом не смягчило накал американо-европейского спора относительно отказа европейцев покупать американские трансгенные сельхозпродукты. Торговый представитель США Роберт Зеллик заявил, что Вашингтон уже подал жалобу в ВТО на мораторий ЕС, нарушающий, по мнению администрации, принципы свободы торговли. По его словам, американская сторона намерена вести дискуссию по этому вопросу публично. На что его партнер по переговорам торговый комиссар ЕС Паскаль Лами заметил, что он "предпочитает мегафону телефон".

Вместе с тем отношения США с Европой, конечно, не сводятся к торговым спорам. На пресс-конференции по окончании саммита его участники старательно подчеркивали фундаментальное значение трансатлантического партнерства, которое проявилось, в частности, в общей позиции касательно иранской ядерной программы – стороны договорились работать сообща с тем, чтобы воспрепятствовать ее милитаризации. В ходе встречи подписаны соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в борьбе с глобальным терроризмом и организованной преступностью, которое предусматривает формирование в случае необходимости совместных следственных бригад и взаимный доступ к конфиденциальной банковской информации, и об экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Этот второй документ не отменяет существующие двусторонние соглашения между США со странами Европы, однако в отношении ряда преступлений имеет приоритет. Лицам, подлежащим экстрадиции, соглашение гарантирует справедливое судебное разбирательство. Однако страны Евросоюза, в которых нет смертной казни, категорически отказались экстрадировать своих граждан в США в том случае, если им угрожает суд военного трибунала, учрежденного президентом Бушем для иностранцев, обвиняемых в терроризме. Вашингтон, кроме того, должен гарантировать, что подлежащий экстрадиции гражданин страны, входящей в ЕС, не будет приговорен к смерти. С целью ускорения процедуры экстрадиции стороны договорились наладить по дипломатическим каналам обмен документами, которые могут быть использованы в качестве аргумента в пользу выдачи подозреваемого. Пока неясно, могут ли США на основании этой статьи соглашения потребовать от Парижа и Берлина предоставления имеющихся у них досье на гражданина Франции Закариаса Мусави, которого американские власти считают двадцатым заговорщиком 11 сентября – Франция и Германия отказываются поделиться своими материалами на Мусави именно на том основании, что ему грозит смертный приговор.

Серьезными остаются американо-европейские разногласия в области палестино-израильского урегулирования. Поддержав "Дорожную карту" – американский мирный план, предусматривающий создание в 2005 году суверенного палестинского государства, - Европейский союз придерживается собственной точки зрения на организацию ХАМАС, ответственную за теракты против израильтян. США считают группировку террористической и требуют от стран ЕС принятия надлежащих мер, в том числе по пресечению ее финансирования. Европейцы же соглашаются считать террористами только боевиков военного крыла ХАМАС, а политические структуры организации, по их мнению, имеют полное право на существование. Некоторые страны ЕС, прежде всего Франция, полагают, что объявление ХАМАС вне закона лишь осложнит мирный процесс. Президент Буш, в свою очередь, считает нелепым предложение ХАМАС о временном "прекращении огня" – мир на Ближнем Востоке, сказал он, возможен лишь в том случае, если такие организации, как ХАМАС, будут ликвидированы.

Владимир Абаринов, 26.06.2003