статья Буш осваивает науку убеждать

Владимир Абаринов, 08.10.2002
Джордж Буш. Фото AP

Джордж Буш. Фото AP

Казалось бы, все слова уже сказаны, большинство избирателей выражает поддержку военной кампании против Ирака. Тем не менее президент не может получить согласие Конгресса с такой же легкостью, с какой он получил его год назад, начиная войну с "Талибаном" и "Аль-Кайдой".

За последние несколько дней дискуссия на Капитолийском холме, а вместе с тем и в прессе, значительно обострилась. В нижней палате, где доминируют республиканцы, комитет по международным делам одобрил в четверг согласованный с Белым домом проект резолюции, разрешающей президенту применить силу к багдадскому режиму, 31 голосом против 11. На этой неделе проект будет внесен на обсуждение полного состава палаты. Никто не сомневается в том, что он будет принят. Однако это даже не полдела, а треть.

После того как свою резолюцию примет Сенат, оба текста поступят в согласительную комиссию, которая будет работать над компромиссной редакцией. Сенатский вариант может оказаться значительно мягче. В настоящее время на столе у лидера демократического большинства в верхней палате Тома Дэшла лежат три проекта: помимо президентского (его внес Джо Либерман и еще 10 соавторов), это проект Джозефа Байдена и Ричарда Лугара (первый – демократ, второй – республиканец), который гласит, что президент имеет право применить силу исключительно с целью разоружения Ирака, а также проект демократа Карла Левина, требующий от президента перед проведением военной операции заручиться поддержкой Совета Безопасности ООН. Альтернативные проекты вряд ли пройдут. Но Дэшл намерен поставить их на голосование, а это означает крайне нежелательный для администрации поворот дискуссии. Дэшл сказал, что сам он поддержит президентский проект, однако отнюдь не будет призывать к тому же членов своей партии.

Вполне вероятно, что члены Сената внесут в президентскую версию поправки, которые, как опасается Буш, свяжут ему руки. Все признаки такого сценария налицо. В четверг с драматической речью на пленарном заседании палаты выступил сенатор-ветеран, 84-летний демократ Роберт Бёрд. Потрясая Конституцией США, цитируя Тита Ливия и взывая к авторитету Мэдисона и Линкольна, Бёрд заклинал законодателей не торопиться, "не дать заворожить себя пением политических сирен" и задуматься над последствиями пагубного шага. Он напомнил, в частности, о правительствах стран, пребывающих в конфликте со своими соседями, которые жаждут получить прецедент: "Не думаете ли вы, г-н председатель (в данном случае – исполняющий обязанности председателя Сената. – В.А.), - что Индия и Пакистан, Китай и Тайвань, Россия и Грузия внимательно следят за этими дебатами? Не думаете ли вы, что будущие противники ждут этого момента, дабы оправдать применение военной силы?" Сенатор Бёрд был одним из тех, кто голосовал в 1964 году за Тонкинскую резолюцию, положившую начало эскалации войны во Вьетнаме. "Я сожалею об этом, - сказал Бёрд, которому указали на это обстоятельство. – Я признаю свою вину и не хочу совершить тот же грех дважды".

Призывы сенатора пропали втуне. Он выступал практически перед пустым залом. Сделав попытку снять с повестки дня иракский вопрос, он оказался единственным, кто проголосовал за это предложение. В понедельник с большой речью, содержащей множество оговорок к военным планам Буша, выступил сенатор Джон Эдвардс, которого считают самым перспективным кандидатом демократов на президентских выборах 2004 года.

Белый дом хочет получить резолюцию до предвыборных каникул, на которые Конгресс уйдет в середине октября. Конгресс, разумеется, может вернуться к обсуждению вопроса и после выборов – к этому нет никаких формальных препятствий; однако это будет уже так называемая lame duck session – сессия старого состава палат, в которой участвуют "хромые утки", то есть законодатели, не избранные на новый срок или решившие уйти на покой по собственному желанию. Эти люди уже не представляют своих избирателей, в связи с чем сессия "хромых уток", как правило, не принимает никаких судьбоносных решений, в особенности тогда, когда большинство в палате переходит от одной партии к другой, что тоже может случиться на этих выборах.

Задержка с принятием иракской резолюции сильно осложнит дело – Буша такая перспектива явно беспокоит. В пятницу он сделал возможную войну с Ираком темой своего очередного радиообращения к нации, в котором предупредил, что война – не выбор Америки, однако она может стать неизбежной, если Багдад будет упорствовать в своем неподчинении требованиям мирового сообщества. Но главную речь президент отложил до понедельника.

Буш не привел, подобно Тони Блэру, новых аргументов в пользу войны с Ираком, не представил разведданных, свидетельствующих, что Саддам (которого он назвал учеником Сталина) обзавелся ядерным оружием. Он лишь собрал все известные факты и подчеркнул, что человечество не может позволить себе дожидаться неопровержимых доказательств, потому что эти доказательства появятся "в форме грибовидного облака". Президент считает ликвидацию иракской угрозы важнейшим этапом войны с террором. Он перечислил сведения о связях Ирака с международными террористами, такими, как Абу Нидаль и Абу Аббас, а также "Аль-Кайда", главарей которой Саддам приютил и подлечил. "Ирак, - сказал Буш, - может в любое время принять решение снабдить террористические группы или террористов-одиночек биологическим или химическим оружием. Союз с террористами позволит иракскому режиму атаковать Америку, не оставляя отпечатков пальцев". Почему из всех диктаторских, враждебных Америке и обладающих оружием массового уничтожения режимов администрация выбрала именно Ирак? Потому, объяснил Буш, что Ирак "сосредоточил в одном месте самые серьезные опасности нашего века".

У Ирака, заверил он, есть все возможности превратиться при новом руководстве в процветающую и мирную страну благодаря своим природным ресурсам и талантам своего народа. Этому народу Буш пообещал помочь восстановить разрушенную войной экономику и построить демократические учреждения. Иракским же военным президент США рекомендовал ни в коем случае не исполнять преступные приказы "кровавого тирана" - в противном случае Америка будет судить их за военные преступления.

Согласно последнему опросу CNN/USA Today/Gallup (проведенному, правда, за несколько часов до речи Буша), сухопутную операцию против Ирака одобряют сейчас 53 процента американцев, 40 процентов выступают против. С потерями в одну тысячу человек убитыми и ранеными готов смириться 51 процент опрошенных.

Владимир Абаринов, 08.10.2002