статья Сухой остаток от рыбалки

Владимир Абаринов, 03.07.2007
Рыбалка в Кеннебанкпорте. Фото AP

Рыбалка в Кеннебанкпорте. Фото AP

В воскресенье утром, покуда не прилетел Владимир Путин, отец и сын Буши решили сгонять по-быстрому на рыбалку. Ан не тут-то было: бросили якорь, а поднять не смогли - зацепился. Пришлось вызывать водолазов. Так ничего и не поймали. А Путину и тут повезло: он единственный вернулся с рыбалки с уловом - полосатым окунем. Впрочем, рыбу он, следуя сюжету русских народных сказок, отпустил.

Саммит в Кеннебанкпорте организовал Буш-старший, не раз принимавший в своем доме на берегу океана иностранных лидеров. Возможно, и впрямь не в меру расшалившимся президентам нужен родительский присмотр.

Основное свойство внешней политики России недавно довольно метко сформулировал заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид. На слушаниях в Сенате он сказал, что Москву отличает "менталитет нулевой суммы". В американском политическом лексиконе "игра с нулевой суммой" означает политику, в которой нет взаимовыгодных отношений - одна сторона выигрывает только за счет проигрыша другой.

Так обстоит дело, в частности, в вопросе развертывания в Европе элементов американской противоракетной обороны. Поскольку Кремль отказывается видеть исходящую от Ирана угрозу, российские инициативы на предмет сотрудничества в создании европейской ПРО трудно воспринимать всерьез. На самом деле их цель состоит в том, чтобы заставить США пойти на попятный и отказаться от развертывания оборонных объектов в Чехии и Польше. В этом случае Москва сможет объявить о своей чисто пропагандистской победе. Но Вашингтон отступить не может. Он будет рассматривать любые варианты кроме тех, которые исключают из системы ПРО Чехию и Польшу.

Вопрос о судьбах российской демократии в Кеннебанкпорте был вполне дежурным. Владимир Путин хорошо к нему подготовился - сразу напомнил о проблемах, хорошо знакомых американцам: "Даже в устойчивых демократиях, если можно так выразиться, мы видим огромное количество таких же проблем, как в России. Это касается и отношений со СМИ. Это касается соблюдения прав человека, в том числе и права на частную жизнь, неподконтрольную государству". И упомянул почему-то интервью бывшего директора ЦРУ Джорджа Тенета Ларри Кингу, хотя Тенет ни сном ни духом права граждан США не нарушал - на своей территории ЦРУ, в отличие от КГБ, не работает.

Про бревно в глазу западных демократий Путин говорит не впервые. Гораздо интереснее была реакция Джорджа Буша на эти сентенции: президент США стоял и усмехался, как будто это не он распорядился о внесудебном прослушивании телефонов, перлюстрации писем и прочих "мерах по борьбе с терроризмом".

Вообще стоит отметить, что присутствие Путина производит на Буша гипнотический эффект, как вид удава на кролика: он робеет и теряется.

Джорджу Бушу не могут забыть его слов о том, что он заглянул Путину в глаза и понял его душу. Они были сказаны в 2001 году, после первой встречи президентов в Любляне. С тех пор Бушу неоднократно советовали заглянуть в глаза Путину еще раз. Но он и на восемнадцатой встрече не отступился: "Когда имеешь дело с лидером государства, не знаешь, правду он тебе говорит или нет. С Владимиром Путиным я на этот счет не беспокоюсь. Иногда он говорит то, чего я не хочу слышать, но я знаю, что он всегда говорит мне правду, мне не надо гадать о его мнении, и так, конечно, гораздо проще искать общую почву".

Когда российская журналистка разбежалась со своим вопросом: "Поскольку для вас обоих это последний год на посту президента...", - Буш перебил ее: "Не для меня. У меня еще больше года". Это правда: он уйдет в январе 2009-го. Но проблема 2008 года существует и в Америке. И вносит неопределенность в двусторонние отношения.

Президенту Бушу как будто удалось получить в частном порядке заверения Путина в том, что он оставит свой пост в предусмотренный Конституцией срок. Во всяком случае, косвенно Путин подтвердил обещание. Когда его спросили, собирается ли он дружить с Бушем и после ухода, он ответил утвердительно и добавил: "Сегодняшняя наша совместная рыбалка показала, что нам есть чем заняться". Похоже, это и есть сухой остаток саммита.

Владимир Абаринов, 03.07.2007


новость Новости по теме