новость Правозащитники поддержали введение в УК статьи о пытках

13.12.2013
Пытка "ласточка" в казанском ОП "Юдино". Кадр видео с камеры наблюдения

Пытка "ласточка" в казанском ОП "Юдино". Кадр видео с камеры наблюдения

Казанские правозащитники поддержали предложение комиссара Совета Европы по правам человека Нилса Муйжниекса о выделении пыток в отдельный состав преступления, сообщает Открытое информагентство. Такая инициатива была представлена в докладе Муйжниекса по итогам визита в Россию, опубликованном в ноябре.

"Комитет против пыток ООН рекомендовал России признать пытки отдельным уголовным преступлением, однако до настоящего времени соответствующая статья в Уголовном кодексе не появилась", - отметил руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. Он представляет интересы четверых потерпевших по уголовному делу о пытках в отделе полиции "Дальний".

"В жалобах на полицейский произвол, направленных в Европейский суд по правам человека, мы ссылаемся на статью 3 Конвенции о защите прав человека, запрещающую пытки, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение, - рассказал Шолохов. - К слову, в понимании Страсбургского суда пытки это не только применение к задержанному электрошокера, дубинки, бутылки, но и лишение пищи и воды, шумовое воздействие, лишение сна, длительное принуждение к неудобным позам, а также психологическое давление. Только в этом году Европейский суд обязал выплатить трем жителям Татарстана в общей сложности 19 тысяч евро за унизительные условия содержания в изоляторе временного содержания УВД Набережных Челнов".

В действующем УК о пытках говорится в части 2 статьи 302 (принуждение к даче показаний с использованием пыток). Однако в ней речь идет о следователях или дознавателях, хотя в подавляющем большинстве случаев выбиванием показаний у задержанных занимаются оперативные сотрудники, отметил Шолохов. Судебные приговоры по данной статье единичны.

Кроме того, считает Шолохов, необходимо на законодательном уровне искоренить случаи, когда подозреваемые в пытках полицейские осуществляют оперативное сопровождение уголовного дела.

В своем докладе Муйжниекс отмечал, что проблема пыток и жестокого обращения со стороны сотрудников полиции существует в России уже давно. "Сотрудники полиции обычно применяют в отношении подозреваемых физическую силу в первые несколько часов или дней после ареста", - говорилось в документе.

При этом определение пытки в российском законодательстве "не включает такие необходимые элементы, как участие государственного служащего или иного лица, занимающего государственную должность, в совершении пыток, подстрекательстве и устном или молчаливом согласии на использование пыток". Муйжниекс также отмечал, что применившие пытки полицейские обычно привлекаются по статье 286 (превышение должностных полномочий), а не 302 и 117 (истязания).

"Следует внести в законодательство изменения, в соответствии с которыми пытки будут квалифицироваться как отдельный вид преступления, а также добиться того, чтобы сотрудники правоохранительных и иных органов преследовались непосредственно за совершение именно этого преступления, а приговоры, выносимые таким лицам, были соразмерны тяжести совершенных ими преступлений", - отмечалось в докладе комиссара.

Кроме того, Муйжниекс рекомендовал не применять слишком мягких наказаний за пытки, а также не допускать ситуации, когда расследование применения пыток ведут сами соучастники преступления. Еще одним важным шагом в этом направлении комиссар считает ратификацию Россией Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток.

13.12.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме