статья Хроника объявленного кризиса

Борис Соколов, 19.02.2008
 	 Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Усилия Кремля увенчались успехом: провозглашение независимости Косово привело к кризису в международных отношениях. То, что Косово вскоре объявит о своей независимости, стало ясно несколько месяцев назад, уже перед тем как Белграду и Приштине предоставили последние четыре месяца, чтобы договориться. Но все участники решения косовской проблемы прекрасно понимали, что из-за полярности позиций сторон переговоры кончатся ничем. Также не вызвало сомнения, что в Совете Безопасности ООН обсуждение косовской проблемы зайдет в тупик из-за позиции России, пообещавшей наложить вето на любую резолюцию в поддержку косоваров. Все это сделало неизбежным принятие косовским парламентом декларации о независимости в одностороннем порядке, без одобрения ООН.

Дальнейшие действия тоже были вполне предсказуемыми. Признание Косово со стороны США и большинства стран Евросоюза. Отзыв сербских послов из этих стран. Призыв непризнанных республик на постсоветском пространстве к России, СНГ и ООН признать их независимость. Провокационное заявление российского МИДа, призвавшего представителя ООН в крае отменить косовскую независимость и принять против ее инициаторов жесткие административные меры. Заявление вышло столь грозным только потому, что на Смоленской площади прекрасно знали: никто в мире к нему прислушиваться не будет. Зато хотели сделать приятное гаранту Конституции и его наследнику: вон мы какие храбрые, смотрите, как Россия поднимается с колен.

Экстренное заседание Совета Безопасности ООН, созванное по требованию Москвы, окончилось, как и следовало ожидать, ничем. Пожалуй, к неожиданностям можно отнести сравнительно слабую реакцию на декларацию независимости со стороны населения сербских анклавов в Косово и, наоборот, очень сильная реакция на нее со стороны жителей Белграда - с битьем стекол в "Макдоналдсах" и нападениями на посольства США и Словении.

Дальнейшее развитие событий также прогнозируемо. Через два-три месяца сербские послы тихо вернутся в Вашингтон и другие столицы Запада, а переговоры о сближении Сербии с Евросоюзом продолжатся. На энергетическую блокаду мятежного края Белград вряд ли решится - хотя бы потому, что от нее пострадают не только албанцы, но и более 100 тысяч живущих в крае сербов. Не будет в крае и межэтнических столкновений: этого не допустят силы НАТО и Евросоюза.

Парламентские выборы в Сербии не приведут к победе Радикальной партии, поскольку для большинства избирателей косовская проблема все-таки значит меньше, чем европейская перспектива. С этой точки зрения момент провозглашения независимости выбран достаточно удачно - сразу же после сербских президентских, но за несколько месяцев до предстоящих в мае парламентских выборов, к которым страсти успеют поостыть.

Независимость Косово через несколько месяцев может признать примерно 100 стран, в том числе большинство стран Европы, а также мусульманских государств. Российская истерика по Косово тихо сойдет на нет, тем более что в Москве будет новый президент, которому и без Косово будет хватать проблем. Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье никто признавать не будет, в том числе и Москва. Ведь ситуация вокруг них принципиально иная, чем в случае с Косово. Ведущие страны Запада, которые поддерживают сегодня косовскую независимость, явно против признания этих постсоветских политических образований, которые, в отличие от Косово, независимость провозгласили уже давно.

Едва ли не главный аргумент в пользу признания косовской независимости - это масштабные этнические чистки, проводившиеся в крае сербской армией и полицией. В Абхазии же точно такие же этнические чистки проводили как раз те, кто находится у власти в Сухуми и требует независимости. В результате из республики было изгнано большинство не только грузинского, но и русского населения (о последнем в Москве особенно не любят вспоминать). Признавать же независимость Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья для России значило бы не только вступать в конфронтацию на грани войны с Грузией и Молдавией, но и противопоставлять себя Евросоюзу и США, на что в Кремле еще явно не готовы.

Так что кризис, спровоцированный прежде всего действиями России (без российской поддержки Белград был бы куда сговорчивее), имеет прежде всего демонстрационный характер, причем не для Сербии, а для России, которая еще раз пытается показать миру, что она все еще великая держава и если захочет, то может напакостить и США, и Евросоюзу. В проигрыше останется одна Сербия. За дипломатическую поддержку Белграду пришлось заплатить национальной нефтяной компанией, контроль над которой был по дешевке уступлен "Газпрому", и ухудшением перспектив европейской интеграции.

Борис Соколов, 19.02.2008


новость Новости по теме