статья Кремль меняет "тат" на "баш"

Иван Горяев, 26.03.2001

Непохоже, чтобы кто-то в Кремле желал подпортить Шаймиеву его президентское торжество. Единственный кандидат, который теоретически был способен набрать 15-20 процентов голосов татарстанцев, - секретарь рескома КПРФ Роберт Садыков - был выдвинут руководством КПРФ без особой оглядки на путинскую администрацию. 80 процентов голосов - не худший результат для третьих выборов.

Накануне Шаймиев в качестве члена первого президиума Госсовета любезно принял президентское поручение подготовить концепцию разграничения полномочий между центром и регионами, возглавив соответствующую рабочую группу ГС. Предложенная им концепция, по сведениям Граней.Ру, вызвала оторопь у секретаря Госсовета Александра Абрамова: фактически в ней "отыгрывались обратно" почти все победы Путина над президентско-губернаторской вольницей. Зато сразу же после скандальной пресс-конференции Рахимова, где тот публично - еще раз - попросил Путина перевести свою республику из Поволжского в Уральский ФО, татарстанский президент четко отмежевался от коллеги. "Такой округ, как наш, надо еще поискать", - заявил он. Даже не верится, что еще недавно Шаймиев в Казани селил полпреда Сергея Кириенко в одной гостинице с журналистами.

Чего в конце концов может хотеть президентское окружение от бедной, но гордой республики? Да просто хорошего лидера, который не вовлекался бы в интриги, затеваемые в Совфеде и Госсовете тайными и явными недоброжелателями президента. Обо всем прочем можно договориться в рабочем порядке. А концепцию - мягко проигнорировать.

Согласилась же Москва на амортизационный режим в отношениях с Казанью и Уфой после июньского визита в обе региональные столицы вице-премьера Алексея Кудрина. (Республики через федеральное казначейство получают в виде трансфертов на зарплату бюджетникам и детские пособия до 85 процентов взимаемых с них центром налогов.) Согласились же президент и Дума на "третий срок" для ряда регионалов.

Принято считать, что у Кремля множество рычагов влияния на провинцию и слоновий запас терпения.

Хватит, наверное, и на Муртазу Рахимова, чьи перевыборы состоятся лишь в июне 2002 года. Глава Башкортостана, введенный президентом во второй состав президиума Госсовета, решительно отверг предложение возглавить какую-либо рабочую группу. Он добился встречи с Путиным и высказал ему все что думает об институте полпредов и нынешнем Совете Федерации. Более того, 22 марта, в день первого заседания ГС, дал публичную пресс-конференцию, где повторил сказанное главе государства почти слово в слово.

Собеседники Граней.Ру в аппарате секретаря ГС расходятся в оценке мотивов, двигавших Муртазой Губайдулловичем.

Согласно одной версии, подобное в просто в характере Рахимова. Говорят, президент Башкортостана любит вспоминать, что в советские времена был гендиректором нефтеперерабатывающего завода имени XX партсъезда, входил в номенклатуру Политбюро ЦК КПСС и обладал телефонным аппаратом без диска, который напрямую соединял его с генсеком. Это, как считают наши источники, несколько возносит Муртазу Губайдулловича над мирозданием и лишает той спасительной политической гибкости, что в высшей мере присуща его соседу Минтимеру Шариповичу. Когда после первого тура голосования в июне 96-го выяснилось, что вопреки четким директивам Анатолия Чубайса в республике Рахимова большинство населения поддержало Геннадия Зюганова, Борис Ельцин дал указание тогдашнему главе МВД Анатолию Куликову "взять" сына башкирского президента Урала Рахимова, известного бизнесмена и владельца "Башнефти". Рахимов-старший срочно прибыл в ЦКБ, где тогда находился "вождь". Беседа, гласит молва, длилась всего пятнадцать секунд. Нет нужды говорить, сколь радикально изменились симпатии подданных любящего отца ко второму туру президентских выборов.

Другая версия связывает "антипрезидентское выступление" Рахимова с интригами противников института полпредов в президентской администрации. Они, по мнению источников Граней.Ру в Кремле, "специально запустили Муртазу к Путину, поскольку знали заранее, что он все равно выскажется публично". Как он однажды уже сделал это в паре с Эдуардом Росселем в октябре 2000 года. Вот, дескать, Владимир Владимирович, не можете вы контролировать Госсовет, хотя сами же его и выдумали на свою голову; раз, мол, сами не смогли все это перетереть с Муртазой, так и с нас не спрашивайте.

Характерно, отмечают источники, что еще в понедельник, 19 марта, в ходе совещания верхушки администрации по "вопросам политпланирования" Александр Волошин заявил о вероятности реорганизации либо вообще роспуска Госсовета не позднее июня 2001 года. "Старая гвардия" в администрации, в свое время помешавшая Путину придать ГС конституционные функции, с тревогой наблюдает за попытками президента превратить этот декоративный орган в своего рода "региональное политбюро", контролируемое президентом и придающее легитимность его реформаторским замыслам. По оценке кремлевских аппаратчиков, "волошинцам" лучше бы подошел выборный Совет Федерации: ведь "правильные" выборы сенаторов Путин уж точно не организует силами полпредов - хочешь не хочешь, а придется поручить это собственной администрации.

Как бы там ни было, похоже, Урал Рахимов может ехать в Москву спокойно.

Иван Горяев, 26.03.2001