статья От выборов к отбору

Олег Буклемишев, 14.09.2006
Олег Буклемишев

Олег Буклемишев

Сколько копий было сломано за два года вокруг отмены губернаторских выборов в российских регионах! Но никто не пытался еще, отбросив эмоции, провести спокойный экономический анализ.

Как неоднократно указывали противники выборности глав регионов, процедура выборов всегда сопряжена с совершенно неоправданными и заведомо неокупаемыми временнЫми и финансовыми общественными издержками - со стороны кандидатов и их сторонников, государственной власти и электората.

Сначала в течение неоправданно длительного периода избирательной кампании население вместо привычного знакомства с потребительскими качествами ведущих товарных марок должно было терпеть наспех скроенные политические телеролики. Каждый, кому небезразличны чистота на наших улицах и экология родного края, не может спокойно смотреть на тотально заклеиваемые стены и заборы, мгновенно отправляемые в утиль тонны предвыборных материалов нулевой информационной ценности.

Более того, чтобы механизм выборов заработал, свыше четверти трудоспособного населения должны были потратить на посещение иной раз весьма отдаленных избирательных участков и заполнение непонятных им бумаг часть своего воскресного досуга. А ведь это время могло бы быть посвящено культурному самосовершенствованию, повышающему удовлетворенность граждан жизнью и их ценность как работников, или, что еще лучше, работе над национальным приоритетным демографическим проектом.

Некоторые эксперты считают, что функционирующий институт выборов благотворен с экономической точки зрения, поскольку создает - пусть на время - рабочие места. Это способно дать некоторое социальное облегчение, особенно в регионах с высокой безработицей.

Однако не стоит забывать, что вновь создаваемые рабочие места финансируются за счет непроизводительного отвлечения денежных ресурсов из действующих производств, что несомненно приводит к абсолютному снижению производительности общественного капитала. К тому же, в силу неумолимых законов специализации и чрезвычайной размытости критериев оценки работы на политическом рынке, на нем формируется узкая паразитическая прослойка так называемых "политтехнологов", в совершенстве овладевшая презентационными методиками и присваивающая благодаря этому основную массу доходов. Именно их уши часто торчат за стенаниями об утраченных выборах (и доходах).

Особенно болезненно воспринимались в обществе, пока еще далеком от окончательного излечения многих социальных язв, так называемые "безвозвратно понесенные издержки" (sunk costs) неудачливых соискателей губернаторского кресла. Что поделать, vae victis! - расходы, понесенные на избирательную кампанию проигравшими, никто им не возместит. Это резко ограничивало круг потенциальных претендентов на занятие высшей исполнительной должности в регионе, отсекая многих не склонных к риску кандидатов.

Несомненно, подобному общественному расточительству, помноженному на 89 регионов, рано или поздно должен был быть положен конец.

Между тем новый принцип назначения глав регионов являет собой редкий случай полного торжества принципов либерализма. Экономическая теория гласит, что любой редкий ресурс должен доставаться лицам, которые готовы уплатить (в России часто используется термин "занести") за него максимальную сумму, - иными словами, распределяться по аукционному принципу. Любой экономист знает, что именно так обеспечивается наиболее эффективное распределение и последующее применение данного ресурса.

Сегодня во всем мире с помощью аукционного механизма реализуются такие ценности, как приватизируемые активы, государственные облигации, предметы искусства, лицензионные права, эфирные частоты. Жизнь ушла далеко вперед, но власть, которая безусловно также представляет собой редкий ресурс, кое-где еще продолжает распределяться на основе отживших принципов, в максимально расточительных для общества формах.

Первый опыт применения новых принципов формирования власти в регионах весьма обнадеживает.

Во-первых, ликвидированы непродуктивные общественные издержки, сокращено бесцельное разбазаривание ресурсов.

Во-вторых, проигравшие участники конкурса получают свои средства назад (наверное). Таким образом, устранен запретительный барьер для выхода на данный рынок новых игроков, что должно повышать конкуренцию и цену.

В-третьих, общенародные ресурсы больше не распыляются в избирательном пространстве, а, как у нас принято, попадают к достойным физическим лицам, имеющим большой опыт работы на данном рынке.

Наконец, может быть сформирован объективный критерий оценки работы региональной власти, в том числе для внутрироссийских сопоставлений, - рост стоимости губернаторского кресла.

К сожалению, губернаторские торги пока непрозрачны для публики. Видимо, пришло время для более транспарентного подхода, в конечном счете позволяющего повысить конкурентность процедуры, увеличив цену реализуемого властного ресурса. Для этого можно сформировать специальную аукционную площадку или воспользоваться любой из имеющихся биржевых систем. Разумеется, должны быть созданы стандартные правила торгов и гарантийный расчетный механизм, унифицирующие процедуру и дающие возможность подключения к ней большего числа политически состоятельных участников.

Тот факт, что к нынешнему моменту в большинстве регионов в рамках новой системы сохранились прежние руководители исполнительной власти, не только доказывает адекватность и здоровую консервативность этой системы, но и подтверждает еще один фундаментальный вывод экономической теории. Как известно, информированный инсайдер способен лучше оценить реальную ценность распределяемого ресурса. Таким образом, в нормальной ситуации участие действующего губернатора в тендере дает возможность точнее определить максимум цены - это лишний раз свидетельствует в пользу отмены отживших ограничений на занятие одной и той же должности в течение нескольких сроков подряд.

Возможно, настало время пересмотреть и другие ограничения, накладываемые на соискателей государственных должностей. Например, очевидно устарел возрастной ценз - если бы он применялся в других сферах, то мир мог бы еще долго не увидеть, скажем, компании Google, а российское естествознание - академика Р.А. Кадырова.

И конечно, необходимо распространение действия новой системы на еще сохраняющиеся атавистические институты выборов других уровней. В любом случае на очереди международная апробация: текущее председательство России в "восьмерке" дает хороший шанс продемонстрировать наш передовой опыт всему человечеству - и даже получить неплохие комиссионные.

Олег Буклемишев, 14.09.2006